Материально-техническое обеспечение образовательной организации
Качество материально-технической базы.
Муниципальноебюджетноедошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированноговида№12г.
Моздокарасположено в жилом районе города вдали от
производящихпредприятий и торговых мест. Здание1986 года
постройки построено по типовому проекту и состоит из 12 групповых помещений и
специализированных помещений. Общая площадь здания ДОУ
составляет2034,8кв.м.
В 2020 году было введено
в эксплуатацию отдельно стоящее здание для одной группы раннего возраста,
площадью – 166, 4 кв.м.
Площадь земельного участка
составляет9867кв.м.
Анализ соответствия
материально-технического обеспечения реализации ООПДО требованиям,
предъявляемым к участку, зданию, помещениям показал, что для реализации ООПДО в
каждой возрастной группе предоставлено отдельное просторное, светлое помещение,
в котором обеспечивается оптимальная температура воздуха, канализация и
водоснабжение. Помещение оснащено необходимой мебелью, подобранной в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
В ДОУ в июле производится ежегодный
косметический ремонт в группах, в музыкальном зале, на пищеблоке.
На каждую возрастную группу имеется игровая площадка, оформленная в
соответствии с программными и возрастными требованиями. Участки регулярно
пополняются и оформляются новым игровым и нетрадиционным
оборудованием.
На территории МДОУ разбиты цветники,
альпийские горки, рокарий, уголок поля, уголок сада, огород, птичий дворик, где
дети реализуют своё общение с природой.
Имеется спортивная площадка.
В детском саду имеются:
- групповые помещения с приемными,
туалетными комнатами; спальнями.
- кабинет заведующей;
- методический кабинет;
- медицинский кабинет с изолятором;
- кабинет делопроизводства;
- кабинет завхоза;
- музыкальный (он же спортивный) зал;
- спортивный кабинет (для подгрупповой
работы);
- прачечная;
- плотницкая;
- кастелянная;
- 2 логопедических кабинета;
- летний плескательный бассейн;
- пищеблок.
Оснащение музыкального зала
соответствует санитарно-гигиеническим нормам, площадь музыкального зала
достаточна для реализации образовательных задач. Оформление зала осуществлено в
соответствии с эстетическими требованиями к данной части
предметно-образовательной среды детского сада.
Отдельный физкультурный зал в дошкольном
учреждении отсутствует. Поэтому часть физкультурного оборудования располагаются
вдоль одной из стен в музыкальном зале – здесь проходят фронтальные занятия по
физкультуре. В ДОУ оборудован и спортивный кабинет, оснащенный необходимым
инвентарем – там проходят подгрупповые занятия по физкультуре.
Выделены специальные кабинеты для
коррекционной работы с детьми: два логопедических кабинета, где созданы все
необходимые условия для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, имеющими
нарушения речи. У каждого логопеда имеется ноутбук и принтер, которые активно
используются как для работы с детьми, так и для ведения документации. Имеется
подключение к сети «Интернет»
В дошкольном учреждении имеется
медицинский кабинет, оснащение кабинета позволяет качественно решать задачи
медицинского обслуживания детей, штат медицинских работников укомплектован в
соответствии с нормативами. В ДОУ работает детский врач (по совместительству) и
две медицинские сестры. Количество и соотношение возрастных групп детей в
образовательном учреждении определено учредителем, исходя из их предельной
наполняемости и гигиенического норматива площади на одного ребенка в
соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Питание детей организовано строго в соответствии с требованиями СанПиН,
согласовано с Управлением Роспотребнадзора и утверждено заведующим. Процесс
оздоровления детей в детском саду организован в соответствии с требованиями
СанПиН, позволяет учитывать особенности здоровья воспитанников, возможности
детей.
Материально-техническая база ДОУ
находится в удовлетворительном состоянии.
Оборудованные учебные кабинеты
КАБИНЕТ ЗАВЕДУЮЩЕЙ
Оснащение:Нормативно-правовая
база, документация заведующей.
Виды
деятельности:Индивидуальные консультации, беседы с родителями, педагогическим,
медицинским и обслуживающим персоналом, социальными партнёрами и поставщиками.
Оснащение:Библиотека для
педагогов, документация по методической работе заместителя заведующей по ВМР,
информационные стенды для педагогов, демонстрационный и раздаточный материал
для ведения образовательной деятельности по познавательному,
социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и речевому развитию, средства
ИКТ, библиотека для детей.
Виды
деятельности:Консультации, семинары, круглые столы, педсоветы и иные мероприятия,
направленные на повышение квалификации педагогического состава.
Объекты для проведения практических занятий
Для полноценного осуществления образовательной
деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:
Все
объекты для проведения практических занятий с воспитанниками по освоению ими
основной образовательной программы МБДОУ №12, адаптированной основной
образовательной программы для детей с нарушениями речи, а также
обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности
детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и
искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с
требованиями санитарных правил и норм.
В
группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов
коллективной и индивидуальной деятельности детей.
Группы
оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием,
дидактическим и демонстрационным материалом, техническимисредствами
обучения.
Предметно
— пространственная организация групповых помещений служит интересам и
потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный
доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки,
неоформленный материал («заместители»), мягкие модули, используется мягкая
мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку
заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Объекты
ДОУ для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения
разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей
обеспечены средствами обучения и воспитания:
·
игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
·
спортивным оборудованием и инвентарем (обручи, дуги, коррегирующие дорожки,
мячи, гимнастические маты и др.физкультурное оборудование),
·
музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и
др.),
·
учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
·
компьютерным оборудованием, (интерактивные доски, интерактивный стол, ноутбук),
· аппаратно-программные и
аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, записанные на
диски, флэш-карты),
· печатными и иными материальными
объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с
воспитанниками (книги, энциклопедии, и др.).
Игровой
материал для возрастных групп подбирается с учетом поэтапного добавления
игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже
освоенного типа.
Для
достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в
образовательной деятельности дошкольного учреждения создана эффективная система
информационного обеспечения. Имеющиеся в детском саду компьютеры, принтеры, проекторы,телевизоры,
музыкальные и DVD - проигрыватели, являются современными техническими
средствами обучения, средствами коммуникации, необходимыми для совместной
деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Для управления образовательным процессом и расширения
возможности информирования социума в дошкольном учреждении созданы собственные
информационные ресурсы: сайт, электронная почта; имеются электронные картотеки
по определенным тематикам (музыка, краеведение, изобразительная деятельность и
др.).
Библиотека
Специально отведенного
помещения для библиотеки в учреждении нет.
Вся художественная,
учебная и методическая литература, медиатека находится в методическом кабинете,
в группах, в кабинетах специалистов.
Объекты спорта
В МБДОУ детский сад №12
имеются:
спортивный кабинет (для
подгрупповой и индивидуальной работы);
музыкально-физкультурный зал;
спортивная площадка;
летний
плескательный бассейн;
спортивные уголки в
группах.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском
саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в
соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного
образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических
ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных
задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса
обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и
воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в
рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции
образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в
ходе реализации других областей.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской
деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная,
трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной
литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих
задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации
двигательной активности ребенка.
В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию
развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО и
отвечает таким требованиям, как: содержательность, трансформируемость,
полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим
нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных «центров»
оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки,
материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы
доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам
выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагог
дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом
индивидуальных особенностей детей.
Условия питания обучающихся в учреждении
Пища для воспитанников МБДОУ детский сад
№12 готовится на пищеблоке. Контроль за качеством питания, разнообразием
и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой,
выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением
сроков реализации продуктов питания осуществляет медсестра детского сада.
Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдения
режима питания в детском саду организовано 4-х разовое питание детей:
• Завтрак
•2-й
завтрак
• Обед
• Полдник
При составлении меню-требования медсестра руководствуется
разработанным и утвержденным 10 — дневным меню, технологическими картами с
рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени года.
В меню представлены разнообразные блюда, в ежедневный
рацион включены овощи разнообразные салаты и фрукты.
Условия охраны здоровья обучающихся
В учреждении строго соблюдаются
правила и меры безопасности жизни и здоровья детей. Здоровье детей в ДОУ не
должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели, заведующая.
Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.
Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются
правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не должно быть кипятка,
лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с
соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы находятся вне зоны
досягаемости для детей. Для проведения деятельности, где используются ножницы,
выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором
воспитателя. Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в порядок и
участок, на котором дети гуляют. Все ямы на участке засыпаны, ежедневно
проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все
игровое оборудование находится в исправности.
Во время зимы здание и постройки очищаются от снега, все дорожки
обрабатываются от гололёда, по мере необходимости, песком.
Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная.
Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и
проветриваются.
Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их
умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не
пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами,
является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы
понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение
здоровья. Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском
саду.
Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена
на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельная
организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и
ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.
Основные компоненты здорового образа жизни:
• Рациональный режим.
• Правильное питание.
• Рациональная двигательная активность
• Закаливание организма.
• Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
При проведении режимных процессов сотрудники МБДОУ №12 придерживается
следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических
потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,
одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда
формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности
взрослого человека.
Именно поэтому от правильно организованного питания в детском
возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1. Обеспечение баланса.
2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных
веществах, витаминах и минералах.
3. Соблюдение режима питания.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных
компонента в жизни ребёнка.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного
воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный
комфорт ребенка.
Основными условиями формирования двигательной культуры
являются:
1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению
двигательных действий.
2. Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе
освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный,
для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и
образования в детском саду и семье.
Закаливание - еще один из компонентов здоровья, оно способствует
решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает
устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных
возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса
закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм
того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного
давления.
Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется
по нескольким направлениям:
-Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний,
национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
-Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
(психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный
двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных
нагрузок).
-Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного
процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных
режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное
отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и
интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации;
ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В ДОУ
обеспечен доступ для всех сотрудников к электронным образовательным ресурсам и
глобальной сети Интернет. Здание охвачено беспроводной сетьюWi-Fiобеспечивающей доступ к сети Интернет. Доступ регламентирован
действующим законодательством. Информационно-телекоммуникационные сети надежно
защищены от вирусных атак, несанкционированного доступа и работают под защитой
средств контентной фильтрации.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В МБДОУ созданы условия для ведения образовательной деятельности посредством ИКТ:
·в каждой группе есть
оборудование для демонстрации воспитанникам образовательных фильмов,
мультфильмов, познавательных презентаций, аудио и видео материалы;
·в методическом
кабинете в свободном доступе для педагогов имеются современные технические
средства обучения: проектор, экран, ноутбук;
·в МБДОУ созданы 3
рабочих места для педагогов с выходом в интернет, с целью подготовки к
образовательной деятельности, родительским собраниям, консультациям.
·в кабинетах
учителей-логопедов имеются ноутбуки, принтеры и цифровые носители для работы
детей по развитию фонематического слуха и автоматизации звуков речи.
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы
Электронные образовательные и информационные ресурсы, созданные непосредственно педагогами ДОУ хранятся на флеш-накопителях и предназначены для работы с детьми, родителями и педагогами:
o тематические электронные презентации по всем направлениям в рамках реализации ФГОС ДО;
o электронные дидактические игры;
o видеоматериал (познавательные и развивающие мультфильмы, фильмы, сказки)
o наглядный материал (картины, картинки, изображения предметов и явлений окружающего мира, живой и неживой природы и т.д.)
o текстовый материал (рассказы, сказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки, стихи, беседы и т.д.)
o мастер-классы, статьи, консультации по вопросам дошкольного образования.
Фонд электронных образовательных и информационных ресурсов учреждения регулярно обновляется и пополняется.