Дополнительная общеобразовательная программа - Говорим правильно

Пояснительная записка
Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного
развития личности человека. Ведь успешным человека во многом делает его умение
общаться с другими людьми, говорить внятно, грамотно и интересно. И, наоборот,
неясная речь во многом затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко
сказывается на характере человека. Неудачи могут вызвать и закрепить у ребенка такие
черты характера, как неуверенность к себе, робость, тревожную мнительность или,
наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. В
человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она
нужна везде. Хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то
от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому развитие речи
выступает одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей в детском
саду. Начинать заботиться о качестве речи ребенка необходимо как можно раньше, тем
более что число детей с речевыми дефектами год от года не уменьшается, а растет.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого
внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата, а также развития мелкой
моторики. Без специальной «тренировки» каждого компонента нужный уровень развития
часто не достигается.
Принципы и подходы к формированию программы
Принципы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьями;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития).
Подходы:
- Концептуальный научно-теоретический подход к осуществлению диагностики и
коррекции системного недоразвития речи у детей;
- Дифференцированный подход в процессе комплексной коррекционнообразовательной
работе;
- Комплексный подход коррекционно-образовательной работы по преодолению
системной речевой недостаточности, что предусматривает единство формирования
речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Направленность программы дополнительного образования «Говорим правильно»:
- формирование полноценных произносительных навыков;
-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных
возрасту форм звукового анализа и синтеза;
-обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
-воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое
предложение;
-развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой
коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
-формирование подготовки к обучению грамоте.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений
звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность
установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством
звучащей речи, корригировать речевой дефект. На данных занятиях дошкольник должен
овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в
облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах
несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению
содержания подгрупповых занятий.
Подгрупповые занятия обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей,
закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на
слух и в произношении.
В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексикограмматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.
Адресат программы дети 5 – 6 лет
Актуальность данной программы заключается в том, что преодоление нарушений
звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей
жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в
развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также
сформированности комплекса неполноценности выражающегося в трудности общения.
Программа дополнительного образования «Говорим правильно» позволит наиболее
рационально организовать работу с детьми имеющие недостатки в произношении,
обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности,
создать предпосылки для дальнейшего обучения. Своевременное устранение этих
недостатков поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма,
которые могут возникнуть из-за дефектов речи. Речь и мышление тесно связаны и с точки
зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь
является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует.
Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от
уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под
влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.
Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное
влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных
качеств.
Отличительными чертами данной программы являются:
1. Гибкость её построения и использования, что проявляется в возможности включения, в
коррекционный процесс ребёнка дошкольного возраста, начиная с 5-ти лет. Также в ней
представлен необходимый материал для организации воспитательно-образовательной
работы, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка и подготовку его к дальнейшему
обучению в общеобразовательной школе.
2. Возможность построения системы непрерывного коррекционного обучения в течение 1го года.
3. Комплексность (сочетание общеразвивающей и коррекционной программы).
4. Ещё одной особенностью программы является новая образовательная среда информационные коммуникационные технологии и электронные образовательные
ресурсы в коррекционно-развивающем обучении.
Новизна программы:
1. Программа предназначена для работы с детьми 5 – 6 лет в дошкольно образовательных учреждениях и включает в себя разработку логопедических занятий в
форме игровой деятельности на основе комплексного подхода к развитию речи
дошкольников, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные задачи,
необходимые для речевого развития ребенка того или иного возраста.
2. Занимательная деятельность, предложенная в программе, направлена не только на
развитие и коррекцию речи, но и совершенствование зрительного восприятия, слухового
внимания, общей и мелкой моторики. А также позволяет всесторонне воздействовать на
развивающуюся личность дошкольника и, в частности, на формирование правильной и
грамотной речи.
3. В программе учтены возрастные и психологические особенности детей, опираясь на
которые выделены основные направления логопедической работы с соответствующими
задачами.
4. Содержание программы соответствует государственному стандарту общего
образования и направлено на развитие любознательности как основы познавательной
активности у дошкольников.
Педагогическая целесообразность Программы
Педагогическая целесообразность разработки программы дополнительного образования
«Говорим правильно» в особенностях организации обучения и воспитания детей старшего

дошкольного возраста с имеющие недостатки в произношении. Нарушение речевой
деятельности носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии,
методической и организационной преемственности в решении воспитательнокоррекционных задач. Эффективность коррекционно - воспитательной работы
определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду,
правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в
работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя. Воспитатели
массовых групп, как правило, не участвуют в коррекционной работе (в отличие от
логопедических групп). Таким образом за процесс закрепления материала ответственны
учитель-логопед и родители.
Уровень освоения Программы - базовый
Цель программы - помочь детям овладеть правильным звукопроизношением.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- формировать умение характеризовать звук по акустическим и артикуляционным
признакам;
- формировать грамматический строй и связную речь;
- совершенствование зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений,
зрительного анализа и синтеза;
- совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, слогового и
морфологического анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать внимание к своей речи и окружающих;
- воспитывать навыки самоконтроля и организованности в работе.
Средства реализации задач:
 артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами;
 пальчиковые игры;
 дыхательные упражнения;
 стишки, скороговорки для улучшения дикции;
 игры на развитие фонематического слуха;

 практические задания на развитие зрительного восприятия и ориентировки в
пространстве;
 практические задания в рабочих тетрадях.
Объем и сроки освоения программы
Программа «Говорим правильно» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для
детей 5-6 лет.
В кружке занимаются 10 человек.
Срок реализации Программы 1 год, 36 недель , 9 месяцев
Объем реализуемой Программы – 72 часа:
2 часа в неделю с 1.09.2024г. по 30.06.2025 года
в летний период - проводятся 8 занятий по 25 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой деятельности,
включения динамических пауз (5-8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий
отводится на практическую работу детей.
Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Количество индивидуальных занятий для каждого ребенка будет зависеть от
работоспособности и структуры дефекта.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Форма организации обучения – фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.
Содержание коррекционной работы.
Коррекционная работа осуществляется на фронтальных занятиях. Занятия организуются
с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их
структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.
Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья
воспитанников в образовательном процессе. На коррекционно-развивающих занятиях с
помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются
условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального
напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в
организованной взрослым деятельности и профилактики конфликтов между детьми.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие
сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека.

Работа по коррекции речи строится по следующим основным направлениям:
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации
звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Методы, используемые для реализации Программы
- Наглядные.
- Словесные.
- Практические.
- Пересказ.
- Дидактические игры, упражнения.
Приемы, используемые для реализации Программы
- Словесные.
- Речевой образец.
- Повторное проговаривание.
- Объяснение.
- Указание.
- Оценка детской речи.
- Вопрос.
- Наглядные.
- Показ положения органов артикуляции при
звукопроизношению.
- Игровые.
- Дидактические игры.

обучении

правильному

Этапы логопедической работы:
• Подготовительный, который предлагает развитие понимания речи, слухового внимания
и коррекцию фонематических процессов, а также формирование артикуляционных
умений и навыков.
• Коррекция звукопроизношения, т. е. постановка звуков.
• Автоматизация поставленных звуков, дифференциация формируемого и смешиваемого
звуков.
Предметно – пространственная развивающая среда
В кабинете логопеда развивающая среда организована таким образом, что способствует
развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций.

В логопедическом кабинете имеются различные функциональные зоны:
1.
Зона коррекции звукопроизношения.
Зона оснащена современным логопедическим оборудованием: логопедическими зондами
для постановки звуков, массажными зондами, пособиями для развития воздушной струи,
зеркалом, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы, кварцевым
стерилизатором для логопедических зондов.
2.
Учебно-образовательная зона.
Зона оснащена удобными столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству
детей), интерактивным столом.
3.
Зона хранения дидактического и методического материала
Зона оснащена функциональными шкафами, стеллажами с полками. Дидактический
материал систематизирован, эстетично оформлен. Созданы различные картотеки
(картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека пальчиковых
игр, картотека по автоматизации звуков в речи, картотека речевых игр по автоматизации
звуков, тематическая картотека).
4.
Зона игрового сопровождения.
Зона оснащена игрушками и играми разной тематической направленности. Игрушки
(кубики, мячи, пирамидки, фигурки животных, деревянные игрушки, куклы, лабиринты и
др.) Речевые настольные игры (логопедическое лото, слоговые домино, магнитные игры
по развитию речи, слоговые копилки). Игры на развитие внимания, памяти, мышления
(«Логика», «Контуры», «Угадай по цвету» и др.).
5.
Зона развития мелкой моторики.
Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и
пособий по формированию мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игрышнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су- Джок», мягкие
конструкторы и др.)
6.
Консультативно-информационная зона
Перед кабинетом учителя-логопеда расположен эстетично оформленный
информационный стенд «Уголок логопеда», также имеются консультативные зоны для
родителей в группах детского сада. Где регулярно размещается информация для
родителей.
7.
Рабочая зона учителя-логопеда.
Эта зона оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, принтером.
Использование учителем-логопедом современного оборудования позволяет проводить
работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.
Условия реализации программы.
-логопедический кабинет при МБДОУ, оборудованный в соответствии санитарногигиеническими нормами.
- Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо следующее оборудование:
настенное и/или индивидуальные зеркала, шпатели, салфетки, приспособления для работы
над силой выдоха, дидактический и игровой материал.
- Существенно сокращает время коррекции недостатков в развитии речи сотрудничество с
семьей.
Планирование занятий с детьми разделено на 3 периода обучения:
1-я половина сентября – обследование детей, оформление документации.

I период -2 половина сентября-1 половина ноября
II период –2 половина ноября -1 половина февраля
III период – 2 половина февраля - май
летний период – июнь
Планируемые результаты логопедической работы:
К концу года дети будут знать и уметь:
•

овладеют основными артикуляционными движениями по возрасту;

•

правильно произносить звуки;

•

овладеют навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох);

•

координировать тонкие пальчиковые движения;

•

иметь развитые фонематические представления по возрасту.

Проверка эффективности данного кружка осуществляется через:
- итоговые часы
-игры соревновательного характера
- речевые развлечения
- совместные инсценировки стихов и литературных произведений малых форм.

Особенности взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование
родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей или педагогов.
На индивидуальных консультациях родителям, детей, посещающих коррекционные занятия,
учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает
ответы на запросы родителей по вопросам организации воспитания, обучения и развития
ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в
речевом развитии. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного
процесса осуществляется на протяжении всего учебного года и дополняется посещением ими
индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков,

созданием развивающей среды вне детского сада – т.е. активным участием в коррекционном
процессе.
Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется
общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции
и развитию детской речи.
Индивидуальные консультации по запросу проводятся учителем - логопедом и для
родителей других воспитанников ДОУ, которые не посещают коррекционные занятия. Круг
вопросов касается профилактики нарушений письменной и устной речи, дифференциации
возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка, при раннем
выявлении детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, алалия, заикание,
нарушение слуха, дети с билитвизмом) и задержкой психоречевого развития.

Перспективное планирование по взаимодействию
с родителями (законными представителями)

№

1.

2.

3.

Организованная
форма

Цель

Обмен мнениями о развитии ребенка,
обсуждение характера, степени и
возможных причин проблем, с которыми
Педагогическая
сталкиваются родители и педагоги в
беседа
процессе его воспитания и обучения.
По результатам беседы педагог
намечает пути дальнейшего развития
ребенка.
Выработка у родителей педагогических
умений по воспитанию детей,
Практикумы
эффективному расширению
возникающих педагогических ситуаций,
тренировка педагогического мышления
Ознакомление родителей с содержанием,
Дни открытых дверей организационными формами и методами
речевого развития детей

Темы
«Особенности развития
речи детей
дошкольного возраста.
Как
научить ребенка
общаться»
«Учимся правильно
произносить все звуки.
Вместе
придумываем сказки»
Развиваем речь детей.
Играем в
речевые игры

4.

5.

Тематические
консультации

Родительские
собрание

6. Мастер-классы

Создание условий, способствующих
преодолению трудностей во
взаимодействии педагогов и родителей
по вопросам речевого развития детей в
условиях семьи
Взаимное общение педагогов и
родителей по актуальным проблемам
речевого развития детей, расширение
педагогического кругозора родителей
Овладение практическими навыками
совместной партнерской деятельности
взрослого и ребенка

Разговариваем правильно
Поиграем в сказку

Технологии развития речи
детей. Исправляем речевые
ошибки
правильно.
Развивающее общение с
ребенком
Учимся говорить правильно

Сводный учебный план
№

Наименование раздела, тема

Количество
часов

1.

Вводное занятие. Диагностика на начало учебного года.

2 часа

2.

Подготовительный этап

6 часов

3.

Постановка звука

3 часов

4.

Автоматизация звуков
Автоматизация звука в слогах

5 часов

5.

Автоматизация звука в словах

8 часов

6.

Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках,
скороговорках

10 часов

7.

Автоматизация звуков в связной речи

10 часов

8.

Дифференциация звуков.
Дифференциация звуков в слогах

6 часов

9.

Дифференциация звуков в словах

7 часов

10.

Дифференциация звуков в предложениях

7 часов

11.

Дифференциация звуков в связной речи

8 часов

12.

Итоговое занятие. Диагностика на конец учебного года.

1 часов

ВСЕГО часов

72 часа

Учебный план
№

Тема занятий

2.

Вводное занятие. Диагностика на
начало учебного года.
Подготовительный этап.

3.

Выработка необходимых
артикуляционных позиций
Постановка звука.

1.

4.

5.

Сформировать навык произнесения
изолированного звука
Автоматизация звуков.
Автоматизация звука в слогах.
Закрепление звука в прямых,
обратных, слогах и в слогах со
стечением согласных
Автоматизация звука в словах.

Всего
2

Количество часов
Теория
Практика
2

6

6

3

3

5

5

8

8

10

10

10

10

7.

Закрепление звука в словах с прямым
слогом, с обратным слогом, со
стечением согласных
Автоматизация звука в
словосочетаниях, предложениях,
чистоговорках, скороговорках.
Автоматизация звуков в связной речи.

8.

Закрепление звука в спонтанной речи
Дифференциация звуков.

6

6

9.

Сформировать навык дифференциации
звуков в слогах
Дифференциация звуков в словах.

7

7

7

7

8

8

1

1

6.

10.

11.

12.

Сформировать навыкк
дифференциации звуков в словах
Дифференциация звуков в
предложениях.
Сформировать навыкк
дифференциации звуков в
предложениях
Дифференциация звуков в связной
речи.
Сформировать навык дифференциации
звуков в спонтанной речи
Итоговое занятие. Диагностика на
конец учебного года.

13

ВСЕГО часов

72

72

Летний период

8

8

Содержание занятий
№
Занятия
1-4
5-10

Тема
Диагностика на начало учебного года.
Подготовительный этап

Задачи
Вызвать интерес к логопедическим
занятиям Формировать и развивать
артикуляционную моторику
Формировать представление о звуках
Развивать слуховое внимание,
память, фонематическое восприятие
Развивать мелкую и общую моторику

11 -13

Постановка звука

Овладеть специальным комплексом
артикуляционных упражнений
Развивать целенаправленную
воздушную струю
Развивать слуховое внимание,
память, фонематическое восприятие
Формировать навык правильного
произношения звука
Характеризовать звук по
артикуляционно-акустическим
признакам
Развивать мелкую и общую моторику

14 -18

Автоматизация звука в слогах:

Воспроизводить слоговые ряды

• прямых

Развивать слуховое внимание,
память, фонематическое восприятие,
просодические компоненты речи
(ритма, интонация)

• обратных
• со стечением согласных

Развивать мелкую и общую моторику
19-26

Автоматизация звука в словах:
• с прямым слогом

Развивать фонематическое
восприятие и фонематические
представления

• с обратным слогом

Развивать слуховое внимание, память

• со стечением согласных

Овладеть звуко-слоговым анализом и
синтезом слов
Развивать мелкую и общую моторику

27 -36

Автоматизация звука в словосочетаниях,
предложениях,
чистоговорках, скороговорках.

Формировать связность и четкость
высказываний
Составлять предложения по
вопросам, по картинке, по
демонстрации действий
Совершенствовать анализ и синтез
словесного состава предложения
Развивать мелкую и общую моторику

37-46

Автоматизация звука в связной речи

Пересказывать тексты с
использованием мнемотаблиц,
заучивание стихов
Развивать воображение и творческую
фантазию
Развивать фонематическое
восприятие
Развивать мелкую и общую моторику

47-52

Дифференциация звуков в слогах:

Развивать слуховое внимание,
память, фонематическое восприятие

• прямых
Развивать мелкую и общую моторику
• обратных
• со стечением согласных Воспроизводить
слоговые ряды
53-59

Дифференциация звуков в словах
• с прямым слогом

Развивать фонематическое
восприятие и фонематические
представления

• с обратным слогом

Развивать слуховое внимание, память

• со стечением согласных

Овладеть звуко-слоговым анализом и
синтезом слов
Развивать мелкую и общую моторику

60-67

Дифференциация звуков в предложениях

Формировать связность и четкость

высказываний
Составлять предложения по
вопросам, по картинке, по
демонстрации действий
Совершенствовать анализ и синтез
словесного состава предложения
Развивать мелкую и общую моторику
68 -75

Дифференциация звуков в связной речи

Пересказывать тексты с
использованием мнемотаблиц
Развивать воображение и творческую
фантазию
Развивать фонематическое
восприятие
Развивать мелкую и общую моторику

76-80

Итоговое занятие. Диагностика на конец
учебного года.
Календарно – тематическое планирование по коррекции звука ()
И. Ф ребенка_________________________________________________

№

Темы коррекционных занятий

1.

Подготовительный этап

2.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

3.

Постановка звука ()

4.

Постановка звука ()

5.

Постановка звука ()

6.

Автоматизация звука () в прямых слогах

7.
8.

Автоматизация звука () в обратных слогах, со
стечением
Автоматизация звука () в начале слова

9.

Автоматизация звука () в конце слова

10.

Автоматизация звука () в середине слова

11.

Автоматизация звука () в словосочетаниях,

Дата

предложениях
12.

Автоматизация звука () в чистоговорках

13.
14.
15.

Автоматизация звука () в скороговорках
Автоматизация звука () в стихах
Автоматизация звука () в текстах

16.
17.

Дифференциация звуков () - () в прямых слогах
Дифференциация звуков () - () в обратных слогах

18.

Дифференциация звуков () - () в слогах со стечением

19.

Дифференциация звуков () - () словах с прямым слогом

20.

Дифференциация звуков () - () в словах с обратным
слогом

21.

Дифференциация звуков () - () в словах со стечением

22.

Дифференциация звуков () - () в предложениях

24.

Дифференциация звуков () - () в предложениях

25.

Дифференциация звуков () - () в предложениях

26.

Дифференциация звуков () - () в связной речи

27.

Дифференциация звуков () - () в связной речи

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут
видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Однако
изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями
отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Кадровое обеспечение программы.
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного образования
Андреева Ирина Владимировна, имеющая высшее педагогическое образование,
курсы повышения квалификации по дополнительной программе «Технология
разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ».
Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы

























Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта
2022 года № 678-р;
Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования детей
до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации
от 15 мая 2023 года №1230-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на
21 марта 2022 года).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 №4
«О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20
«Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 года.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от
29 марта 2016 г. № ВК-641/09).
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам





реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и
высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №
882/391) «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москвы);
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
- детский сад комбинированного вида №12 г. Моздока Республики Северная
Осетия – Алания.

Литература:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб. : «Детство-пресс», 2004
2. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Волкова Г. А. Методика психолго-логопедического обследования детей с нарушениями
речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
4. Журавель Н. И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М. : ТЦ Сфера,
2008.
5. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в
коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей
группе для детей с общим недоразвитием речи. – М. : Гном-Пресс, 1999.
7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. – М. : Гном-Пресс, 1998.
8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.
9. Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера,
2007.
10. Полозова Н. В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в
дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М. : АРКТИ, 2005.

12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и
методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения
компенсирующего вида. – М. : Школьная Пресса, 2003.
13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи//
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей
с нарушениями речи. – М. : Просвещение, 2008.
14. Н. В. Емельянова, Л. И. Жидкова, Г. А. Капица Коррекция звукопроизношения у детей
5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. Изд-во «Детствопресс» 2013г.
16. О. А. Безрукова, О. Г. Приходько, О. И. Служакова, Н. С. Челей Методические
рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. М. -Русская Речь
2012.
17. Йощенко В. О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к
организации логопедической работы в ДОУ. М. -2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».