ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа направлена на формирование и развитие творчества и фантазии, наблюдательности и воображения, ассоциативного мышления и любознательности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами (выбрать необходимые для конкретной программы документы): Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г.Москва); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09- 3242); Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания; и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной направленности и спецификой работы учреждения. Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Палитра» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Направленность – художественная Адресат программы дети 5 – 6 лет Актуальность программы В том, что именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник, является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Это создает предпосылки для подъема национального общественного сознания, понимания необходимости возрождения народных традиций рукоделия, ремесел, развития декоративно-прикладного творчества, отвечает потребности общества в рамках выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления детей. Отличительные особенности заключаются в содержании программы, что позволяет: развивать не только творческие способности, но и сформировать исследовательский способ мышления в изучении различных приёмов плетения, создании оригинальных изделий, воспитании трудолюбия, усидчивости и аккуратности в работе. Следующим отличием является содержание обучения, а точнее выбор техники плетения, материала и тематики работ. Новизна программы - В данной Программе представлена система работы по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, а не отдельные элементы. В ней систематизированы все приёмы от азов до выполнения сложных использований разных приемов элементов, жанров, композиционных решений; обоснованное распределения их в соответствии с возрастными особенностями обучающихся т.е. программа построена по принципу «от простого к сложному». Педагогическая целесообразность Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно - творческих способностей в рисовании, стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетически красивого. Дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Уровень освоения программы - базовый Цель программы – Развитие личности, мотивация творческих способностей обучающихся, обеспечение эмоционального благополучия через нетрадиционные техники рисования Основными задачами программы являются: Образовательные: Познакомить с различными техниками и способами рисования; - обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов; - стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения; - побуждать к созданию разнообразных, оригинальных замыслов. Развивающие: - развивать интерес к различным нетрадиционным техникам рисования; - развивать эстетическое восприятие, художественный вкус; - развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности; - развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах; - формировать умение осуществлять анализ и оценку проделанной работы. Воспитательные задачи: - воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; - воспитывать аккуратность при работе с различными материалами; - формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе; - формировать любознательность, познавательную открытость; - формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. ОБЪЕМ И СРОКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ - Программа «Палитр» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 5-6 лет. -В кружке должно заниматься 14 человек. Срок реализации программы 1 год Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю с 1.09.2025 г по 30.06.2025 года в летний период проводятся с детьми 8 занятий по 30 минут Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой деятельности, включения динамических пауз (5-8 минут). Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий отводится на практическую работу детей. Язык реализации программы – русский. Форма обучения – очная. Занятия в кружке не должны копировать уроки. Беседы могут занимать 5-10 минут. Это должны быть рассказы, дискуссии самих обучающихся. Беседы должны иметь характер контрольного опроса. Для контрольного опроса можно применять «карточки – задания», ответы на которые должны быть краткими и понятными. Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на каждом этапе обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и добиться определенных результатов. Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с самостоятельной практической деятельности детей в данной программе используются основные формы обучения: Интегрированные занятия; Практические занятия; Игровые формы организации занятий; Выставки; Экскурсии. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. По каждому блоку предполагаются познавательные и ролевые игры, конкурсы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процессов позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Для реализации программы на занятиях используются следующие педагогические методы обучения: Объяснительно-иллюстративный. -(рассказ; беседа; экскурсия, работа с литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное назначение метода – организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и объяснение его успешного восприятия. Репродуктивный –(практические упражнения и задания; алгоритмы; программирование). Основное назначение опыта – формирование навыков и умений использования и применения научных знаний. Суть метода состоит в повторении (многократном) способа деятельности пол заданию педагога. Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа; случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект). Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем. Игровой - используется при реализации программы в следующих случаях: В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); В условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением). КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ: Образовательный: В результате ребенок будет: знать основы нетрадиционных техник рисования; уметь использовать различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники при создании художественного образа; применять на практике теоретические знания в области различных изобразительных техник; творческую активность в свободном экспериментировании материалами для работы в различных нетрадиционных техниках; соблюдать санитарно-гигиенические правила и нормы, технику безопасности на занятиях изобразительной деятельностью. Качество усвоения; Уровень овладения деятельностью; Социологический: Развиты социально-коммуникативные навыки и умения общения с взрослыми и сверстниками; эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства Умение строить отношения в коллективе; Уровень развития коллектива Индивидуально-личностные: У ребенка будут развиты: трудолюбие, аккуратность в работе и бережное отношение к материалам. Широта и устойчивость интересов; Общекультурный кругозор; У ребенка будут сформированы: устойчивый интерес к изобразительному искусству; активность через индивидуальное раскрытие художественно - прикладных способностей; У ребенка будут развиты: трудолюбие, аккуратность в работе и бережное отношение к материалам. эстетическое восприятие и творческое воображение, сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными художественными материалами уровень мышления, воли, эмоциональной сферы; степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать, принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных возможностей, терпимость и лояльность. Воспитанности: сформированность качеств; Психологического комфорта: степень оптимизма, защищенности, уверенности; эмоциональное состояние; межличностные отношения; социальное благополучие. ПРЕДПОЛАГАЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ: Образовательный блок: К концу года дети будут знать: 1. Некоторые способы нетрадиционного рисования. 2. Основные цвета цветовой гаммы, способы получения новых цветов и оттенков. 3.Познакомятся с прикладным искусством; народными промыслами; с видами (живопись, графика); жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж) К концу года дети умеют: 1. Сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии. 2. Создавать композиции на листах бумаги разной формы; передавать настроение в творческой работе. 3. Использовать разные способы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментировать свою творческую работу. 4. Различать виды и жанры искусства 5. Соблюдать элементарные правила безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения. СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п\п Количество часов Наименование раздела, тема 1-й год Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, знакомство с инструментом и материалом 10 2. Жанровое рисование. Натюрморт 14 3. Жанровое рисование. Пейзаж 12 4. 5. Сюжетное и предметное рисование. Новые приемы. Декоративное рисование 6. Пластилинография 5 7. Индивидуальная работа 4 8. Оформление выставок 2 9. Беседы, экскурсии, выставки 4 ВСЕГО часов 72 1. 16 5 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Количество занятий Тема занятий всего 1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, знакомство с инструментом и материалом 1.Первичная диагностика навыков. Знакомство. 2.Сказка о краске «Гуашь» 3. « Медовая акварель» 4 «Знакомство с карандашом» 5. «Знакомство с цветными карандашами, мелками» 10 теори я 5 2 1 2 2 2 2 практ ика 5 Формы контроля, аттестации Вопросы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени и 2. Жанровое рисование. Натюрморт 1. «Фрукты на тарелке» 2.»Ягоды в корзине» 3. «Осенний букет в вазе». 14 3 3 3 5 1 1 1 9 2 2 2 3 1 2 4. «Весенний солнечный букет». 5. « Нарциссы» 2 3. 4. Жанровое рисование. Пейзаж 1. «Осенний золотой пейзаж» 2. «Унылая пора» 3. «Зимний пейзаж» 4. «Подснежник Сюжетное и предметное рисование. Новые приёмы. 1.«Рыжая лиса 2.«Котёнок» 3.«Весенние бабочки» 4.«Петушок 5.«Божья коровка» 6.«Космос» 12 2 2 2 2 1 1 4 1 1 1 1 Н аблюдение 4 1 1 1 1 Схемы Вопросы Наблюдена Наблюдена Вопросы 16 1 1 1 1 Вопросы Наблюдена Наблюдени е 1 1 1 1 1 1 1 1 7.«Космическая тарелка» 8.«Транспорт. Автобус» 9.«Африканские животные» 10.«Иволга» 11.«Гадкий утёнок» Декоративное рисование 1.«Волшебные линии» 2. «Птица-вьюга» 3. «Уточка» 4. «Птица света» 5. «Посуда» 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 Наблю Дение ВОПРОСЫ ВОПРОСЫ ВОПРОСЫ ВОПРОСЫ 6 7 Пластилинография 1.«Посуда» 2. «Осетинский рог» 3. «Ледяная избушка» 4. «Зимняя шапка» 5. «Варежка» Карточки Вопросы Наблюдени е Вопросы карточки Индивидуальная работа 8 Оформление выставок 9. Беседы.Экскурсии.Выставки 10 Итоговая выставка Всего часов 1 2 3 5 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 Летний период Вводное занятие педагогиче ское наблюдени е схемы вопросы наблюдени е карточки 72 1 час 1 1 опрос карточки схема педагогиче ское наблюдени е Всего часов: 8 часов С О Д Е Р Ж А Н И Е 1 час 7 час П Р О Г Р А М М Ы Наименование раздела, темы, нетрадиционной техники рисования Вводное занятие Кол-во часов всего 2 теория 1 практика 1 Правила техники безопасности Знакомство с нетрадиционным рисованием Знакомство с цветовой гаммой Знакомство с гуашью Знакомство с акварелью Знакомство с карандашом Знакомство с цветными карандашами Печать листьями 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 Монотипия Народные промыслы Рисование по мокрой бумаге Пластилинография Крупой Граттаж 5 6 6 2 3 3 3 3 3 5 4 5 2 2 2 3 2 4 5 2 3 11 12 Рисование губкой и ватными палочками Ниткография Набрызг 2 6 2 2 3 4 13 Сжатой бумагой 4 2 2 14 Рисование по замыслу 4 2 2 16 Разное 4 № 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итого: 1 Кол-во часов Формы контроля, аттестации 72 Летний период Вводное занятие 1 час 1 1 опрос 2 3 5 Творческие выставки Экскурсии Тематические выставки( посещение выставок художников) 2 3 2 1 2 2 Всего часов: 8 часов 1 час 1 1 2 карточки схема педагогическ ое наблюдение Тема 1. Вводное занятие. Задачи кружка: диагностика умений и навыков. Знакомство с творческим объединением, режимом работы. Знакомство с различными художественными материалами, с цветовой гаммой. Просмотр мультфильма «Петух и краски». Практика: Игра на знакомство «Снежный ком». Смешивание цветов. Тема 2. Правила техники безопасности. Знакомство с нетрадиционным рисованием .задачи кружка: Правила техники безопасности на занятиях. Продолжаем знакомиться с различными художественными материалами, с цветовой гаммой. Просмотр мультфильма «Коробка с карандашами». Практика: Словарная работа. Д/упражнение «Можно - нельзя!». Загадки о материалах для рисования. Д/игра «Волшебный мешочек» (материалы для рисования). Смешивание цветов. Тема 3. Печать листьями Теория: Энциклопедические сведения по темам занятия. Знакомство с способом рисования «Печать листьями». Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование способом «Печать листьями». Тема 4. Монотипия. Теория: Словарная работа. Просмотр презентации о способе монотипия. Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование способом монотипия. Тема 5.Народные промыслы. Матрёшки. Теория: Словарная работа. Энциклопедические сведения по темам занятия. Просмотр видео об изготовление матрёшки. Практика: Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие воображения. Знакомство с элементами россписи». Тема 6. Рисование по мокрой бумаге Теория: Знакомство со способом рисования по мокрой бумаге. Практика: Опытническая деятельность (вода, бумага). Пальчиковая гимнастика. Рисование способом «По мокрой бумаге» Тема 7. Пластилинография Теория: Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона». Словарная работа. Беседа с показом приемов выполнения работы. Практика Пальчиковая гимнастика. Рисование способом пластилинография. Тема 8. Рисование крупой. Теория: Знакомство с рисованием крупой. Рассматривание образцов Практика: Д/игра «Угадай на ощупь». Пальчиковая гимнастика. Рисование с использованием крупы. Тема 9. Граттаж Теория: Словарная работа. Знакомство с рисованием способом граттаж. Средства выразительности: линия, штрих. Практика: отрабатывание приемов, выполнение работ способом «Граттаж». Тема10. Рисование губкой и ватными палочками. Теория: Научить рисовать разным приемам нанесения цвета( по кругу, вертикально, наклонно) .Познакомить с термином «Оживка» Практика: отрабатывание приемов на наброске. Пальчиковая гимнастика. Рисование. Тема 11. Ниткография Теория: Словарная работа. Знакомство со способом «Ниткография» Практика: Игра малой подвижности «Волшебный клубочек». Пальчиковая гимнастика. Рисование способом «Ниткография» Тема 12. Набрызг Теория: Знакомство с способом «Набрызг». Анализ образцов. Практика: Упражнение «Волшебная щеточка». Пальчиковая гимнастика. Рисование способом «Набрызг» Тема 13. Рисоване сжатой бумагой Теория: Словарная работа. Рассматривание и анализ образцов. Знакомство с способом рисования сжатой бумагой. Оживка. Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование по фольге. Анализ работ. Тема14.Рисование по желанию Теория: Вспомнить способы нетрадиционного рисования. Д/игра «Подбери инструмент». Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование способом, выбранным детьми Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Пальчиковая гимнастика. Рисование способом «Пуантилизм» Тема Тема 15.Разное . ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой дополнительной программой «Палитра». При реализации программы используются 2 вида контроля: входящий, итоговый. Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных возможностей детей при поступлении в кружок. Итоговый контроль результативности освоения дополнительной образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительных образовательных программ по мере окончания освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в апреле-мае в соответствии с графиком. Формы контроля определены в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть: анкетирование, тестирование, беседа, опрос, участие в выставках и т.д. Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать индивидуальную работу. Объективный и систематический контроль учебной работы является важнейшим средством управления образовательно-воспитательного процесса. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий (соответствующего направления) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Нормативно-правовые документы Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р; Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года). СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г. Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Предметно-развивающая среда: Помещение с удобными рабочими местами; Инструменты и приспособления: - бумага различных размеров и формы; - фольга; - нитки; - акварельные краски, гуашь; восковые мелки, - свеча; - ватные палочки; - зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; - коктейльные трубочки; - салфетки; - природный и бросовый материал; - стаканы для воды; - подставки под кисти; кисти Демонстрационный материал: - наглядные пособия; -видео уроки художников; - цветные иллюстрации; - фотографии; - образцы; - необходимая литература. Техническая оснащенность: - музыкальная колонка; - флешка с записями (познавательная информация, музыка); - демонстрационная магнитная доска;_ -телевизор -мальберт - маркерная доска. Организационное обеспечение: - необходимый контингент детей, который будет обучаться; - Соответствующее требованиям расписание; - Связь с родителями. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г №678-р г Москва); - «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москвы), - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще-развивающих программ (включая разно-уровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242); - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г -Давыдова Г.Н. Пластилинография ; - Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г. - Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г. - Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г. - Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования.– М.; Педагогическое общество России, 2005г. Скоролупова О.А. с детьми старшего дошкольного возраста по темам «Осень» часть 1и2, «Зима», «Весна» - Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб; КАРО, 2008г. - Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г. - Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб; КАРО, 2007г. - Утробина К. К, Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г. -Фатеева А. А. Рисуем без кисточки - г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г. - Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г. -Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.