Индивидуальная коррекционно-развива

Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы формирования Программы
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушением опорно – двигательного аппарата
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей Программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого
развития ребёнка
2.2. Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности
2.3. Планирование коррекционной работы
2.4. Система оценивания освоения Программы
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Модель организации коррекционно – образовательного процесса
3.2. Форма организации обучения
3.3. Взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ
Программно – методическое обеспечение коррекционно – развивающей работы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным
государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный
акт образовательного учреждения, разработанный на основе примерной адаптированной
основной

образовательной

нарушениями

опорно

–

программы

дошкольного

двигательного

аппарата;

образования
комплексной

для

детей

с

образовательной

программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Нищевой
Н. В.; программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушениями интеллекта под редакцией Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.
Рабочая программа рассчитана на 2024 – 2025 учебный год, который длится с 1
сентября по 31 мая и предназначена для детей с 5 до 7 лет с нарушениями – опорно
двигательного аппарата, имеющие тяжелые речевые и интеллектуальные нарушения.
Рабочая

программа

представляет

коррекционно-развивающую

обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского

систему,
языка,

интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий
языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных
способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста.
Данная Рабочая Программа является нормативно – управленческим документом
дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психологопедагогического сопровождения детей с нарушение опорно – двигательного аппарата в
условиях воспитательно-образовательного процесса.
В программе определены коррекционные задачи, основные направления
работы, условия и средства формирования всех сторон речевой деятельности.
Настоящая рабочая программа учителя-логопеда, разработана на основе:

Образовательной программы детского сада;

«Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой
М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М., 2008 г. с учетом рекомендаций по ФГОС
примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией
Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М., 2014.

«Адаптированной примерной основной образовательной программы для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. профессора Л.В. Лопатиной, СПб
ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014 .

Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в
группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – Нищева Н.В . СПб.: ООО «Издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида
для детей с нарушением речи. Коррекция нарушений речи. Программа логопедической

работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,
Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина – М.: Просвещение, 2008.
Составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральными
государственными
требованиями.
Соответствующими
направлениями
Концепции
дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении,
Конвенции о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ
«Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования».

1.2. Цели и задачи Программы
Цель: создание единого коррекционно-образовательного пространства ДОУ,
способствующего преодолению речевых нарушений у дошкольников, при взаимодействии
и активном участии родителей.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы образования.
В

процессе

коррекционного

обучения

детей

с

нарушением

опорно

–

двигательного аппарата решаются следующие задачи:
Образовательные:
 формирование навыков учебной деятельности;
 подготовка детей к обучению грамоте;
Коррекционно – развивающие:
 раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
 устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных
 навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха
(способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих
звуковую оболочку слова);
 развитие навыков

звукового

анализа (специальные

умственные

действия по

дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
 уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи;
 формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
 осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками
ДОУ.
Воспитательные:
 воспитание коммуникативности, успешности в общении;
 воспитание интереса к родному языку;
 воспитание гармоничной личности, обеспечение эмоционального

благополучия

ребёнка.
Объем учебного материала в рабочей Программе рассчитан в соответствии с
возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и
дезадаптации дошкольников.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционноразвивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с НОДА. Это
достигается

за

счет

создания

комплекса

коррекционно-развивающей

работы

в

компенсирующей группе с учетом особенностей психофизического развития детей
данного контингента.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей
с НОДА и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности
развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие
принципы:


принцип

индивидуализации,

учета

возможностей,

особенностей

развития

и

потребностей каждого ребенка;


принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного

процесса;


принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов

каждого ребенка;


принципы интеграции усилий специалистов;



принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований,

методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям
детей;


принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;



принцип постепенности подачи учебного материала;



принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих

возрастных групп.
Логопедические принципы:


принцип

системности.

Структурные

компоненты

речи

находятся

в

тесном

взаимодействии.


принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет той

последовательности формирования функций, которая имеет место в онтогенезе.


принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.



принцип

Д.Б.Эльконин)

поэтапного

формирования

умственных

действий

(П.Я.Гальперин,



принцип развития предполагает постепенное усложнение заданий. (Л.С.Выготский).



принцип учета ведущей деятельности.



принцип дифференцированного подхода, который предполагает учет этиологии,

механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей
ребенка.
Объем

учебного

материала

рассчитан

в

соответствии

с

возрастными

физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации
дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая
деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционноразвивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер,
насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является
приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого, физического и
психического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые
навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под
руководством

учителя-логопеда

занимаются

коррекционно-развивающей

работой,

участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушением опорно –
двигательного аппарата
Специфика речевых нарушений
Дошкольники с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети с
поражением

центральной

нервной

системы

(или

проявлениями

перинатальной

энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого
расстройства с различными интеллектуальными нарушениями (ЗПР, УО).
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный
характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического или
периферического типа.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как
врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой
категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени
выраженности различных нарушений.
В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются
следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
1. Заболевания нервной системы – детский церебральный паралич (ДЦП);

полиомиелит.
2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата – врожденный вывих
бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития
позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; артрогрипоз (врожденное уродство).
3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата –
травматические

повреждения

спинного

мозга,

головного

мозга и

конечностей;

полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные
заболевания скелета (хондрострофия, рахит).
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и
повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются
сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект
(задержка формирования, нарушение или утрата двигательных функций).
Двигательные расстройства у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой степени двигательных
нарушений ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он
не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных
расстройств дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью
специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии
самостоятельно

передвигаться

по

городу,

ездить

на

транспорте.

Навыки

самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной
функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно,
уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на
городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита
манипулятивная деятельность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные
патологические позы и положения, нарушения походки, их движения недостаточно
ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки функциональных
возможностей кистей и пальцев рук (мелкой моторики).
Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют
дети с церебральными параличами (89%).
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга
- внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные
структуры мозга еще не созрели. Под термином «детские церебральные параличи» (ДЦП)
понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже
спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем
послеродовом периоде. Примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в
40% - обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с
инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями,

полученные уже после рождения.
Характерная черта ДЦП - нарушение психомоторных функций. Двигательные
расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений,
нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой
психического развития, судорожными припадками, нарушениями речи, зрения, слуха, и
другими патологиями. В зависимости от тяжести и распространенности различают
следующие формы детских церебральных параличей:
• спастическую диплегию,
• спастическую гемиплегию,
• двойную гемиплегию,
• параплегию,
• моноплегию,
• атонически-астатический синдром,
• гиперкинетическую форму
Речевые нарушения у детей с НОДА возникают вследствие двух основных
причин.
Первая – это непосредственное поражение структур мозга, отвечающих за речь и
правильное функционирование речевого аппарата. А вторая – нарушение созревания
других участков мозга, которое в норме происходит с взрослением ребенка и
приобретением им речевых навыков.
В сложной структуре нарушений у детей с НОДА значительное место занимают
речевые расстройства, частота которых составляет более 85%; отмечаются задержка и
нарушения формирования лексической, грамматической и фонетико – фонематической
сторон речи. У всех детей в результате нарушения функций артикуляционного аппарата
недостаточно развита фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков.
У многих детей наблюдаются нарушения фонематического восприятия, что вызывает у
детей трудности звукового анализа. В тяжелых случаях дети неразличают звуки на слух,
не выделяют звуки в словах, не могут повторить слоговые ряды. В более легких случаях
возникают трудности звукового анализа слов лишь с дефектнопроизносимыми звуками.

1.5. Планируемые результаты освоения рабочей Программы
Для детей с тяжелыми нарушениями речи (при НОДА):
Старший дошкольный возраст 5 -6 лет:
 Ребенок контактен, хорошо общается с взрослыми и сверстниками;
 Пассивный словарь ребенка приближен к возрастной норме;
 Может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся
к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия;
предметы, обладающие определенным свойствами;
 Понимает различные свойства словоизменения; понимает предложно – падежные
конструкции с простыми предлогами, уменьшительно – ласкательные суффиксы
существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа
глаголов, глаголы с приставками;
 Понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь;
 Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;
 Умеет обобщать предметы, части тела предметов изображенных на картинке; не
допускает ошибок при названии действий;
 Уровень развития

грамматического

строя

речи

и связной речи

практически

соответствует возрастной норме;
 С небольшой помощью взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на
картинку, составляет описательный рассказ по плану;
 Не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов;
 У ребенка сформированы навыки фонематического анализа и синтеза.
Старший дошкольный возраст 6 -7 лет:
Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе
завершения дошкольного образования). К целевым ориентирам дошкольного образования
(на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой
относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений
ребенка:
• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и
умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных
картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него
сформирован

грамматический

строй

речи,

он

владеет

разными

способами

словообразования.
• ребенок любознателен; склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает

начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в
различных видах деятельности;
• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен
выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка
сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным
видам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и
сопереживать

неудачам

других,

способен

договариваться,

старается

разрешать

конфликты;
• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах
деятельности;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым
усилиям;
• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с
направлениями речевого развития ребенка
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:


выявление особых образовательных потребностей детей с нарушением опорно –

двигательного аппарата;


осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи

детям с

нарушением опорно – двигательного аппарата с учетом особенностей

психофизического развития и индивидуальных возможностей;


возможность освоения детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата

основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном
учреждении.
В соответствии со спецификой группы образовательная область «Речевое развитие»
выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком
является одним из основных элементов формирования личности.

2.2. Задачи и содержание коррекционной и образовательной
деятельности
Для детей с тяжелыми нарушениями речи:
Образовательная область «Речевое развитие»
I. Речевое развитие
Возраст 5 – 6 лет
Развитие словаря

Формирование
и совершенст вование
грамматического
строя речи

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и
осмысления предметов и явлений окружающей действительности,
создать точный запас словарных образов. Обеспечить переход от
накопленных представлений и пассивного речевого запаса к
активному использованию речевых средств. Расширить объем
правильно произносимых существительных — названий предметов,
объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить
группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой
основе развивать понимание обобщающего значения слов,
формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению пони
действий, выраженных приставочными глаголами; работы по
усвоению мания действий, выраженных личными и возвратными
глаголами. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия
признаков предметов по их назначению и по вопросам Какой?
Какая? Какое?; обогащать активный словарь относительными
прилагательными со значением соотнесенности с продуктами
питания,
растениями,
материалами;
притяжательными
прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе
обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и
слов-антонимов. Расширить понимание значения простых предлогов
и активизировать их использование в речи.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной
речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен
существительных в единственном и множественном числе в
именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с
простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени,
глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
Обеспечить
практическое
усвоение
некоторых
способов
словообразования и на этой основе использование в экспрессивной
речи существительных и прилагательных с уменьшительноласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок, -енок-, -am-, -ят-, глаголов с различными приставка .Научить
образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и
притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и
числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по
вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять
их однородными членами. Сформировать умение составлять
простые
предложения
с
противительными
союзами,
сложносочиненные
и
сложноподчиненные
предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а
также навык анализа простого двусоставного предложения из двухтрех слов (без предлога).

Развитие фонетико
- фонематической
системы языка и
навыков звукового
анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи.
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой
выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать
умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на
координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее
интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи.
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой
и свободной речевой деятельности. Активизировать движения
речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать
правильные
уклады
шипящих,
аффрикат,
йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные
звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие
слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со
сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными
согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением
согласных. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в
речи слов различной звукослоговой структуры. Сформировать
навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов,
одного слога, трех слогов. Развивать понятие слог и умение
оперировать им.
Совершенствовать фонематического восприятия, навыков
звукового анализа и синтеза.
Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
Совершенствовать представления о гласных и согласных звуках, их
отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных
и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и
согласные звуки. Формировать умение различать на слух согласные
звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков,
слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой
деятельности. Формировать навык выделения заданных звуков из
ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала
слова. Продолжать развивать понятия звук, гласный звук, согласный
звук. Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой
согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Развитие связной Воспитывать активное произвольное внимание к речи,
речи и навыков совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь,
речевого общения
понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно,
задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о
предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно
рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной
картины. Развивать умение пересказывать хорошо знакомые сказки,
короткие тексты. Совершенствовать умение оречевлять свою
деятельность.
Обучение
Сформировать понятие буквы и представление о том, чем звук
элементам грамоты отличается от буквы. Познакомить с гласными буквами А,У,О,И, с
(необязательный
согласными буквами Т,П, Н,М,К. Сформировать навык составления
раздел)
букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики и т.д.
Научить узнавать пройденные буквы. Сформировать навыки
составления и чтения слияния гласных, закрытых и открытых
слогов и слов с пройденными буквами.
Возраст 6 – 7 лет
Развитие словаря

Совершенст вование
грамматического
строя речи

Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе
систематизации и обобщения знаний об окружающем.
Учить
практическому
овладению
существительными
с
уменьшительными
и
увеличительными
суффиксами,
существительными суффиксами единичности; существительными,
образованными от глаголов.Обогащать экспрессивную речь
сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами
и словами-синонимами.Расширять представления о переносном
значении и многозначности слов. Учить использовать слова в
переносном
значении,
многозначные
слова.Обогащать
экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными
суффиксами,
относительными
и
притяжательными
прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные
качества
людей.Способствовать
дальнейшему
овладению
приставочными
глаголами,
глаголами
с
оттенками
значений.Способствовать
практическому
овладению
всеми
простыми и основными сложными предлогами.Обогащать
экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных
форм, наречий, причастий.
Совершенствовать умение употреблять имена существительные
единственного и множественного числа в именительном падеже и в
косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в
конструкциях
с
предлогами.
Совершенствовать
умение
образовывать и использовать имена существительные и имена
прилагательные с уменьшительными суффиксами. Формировать
умение образовывать и использовать имена существительные с
увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с
существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные
определения к существительным.
Сформировать умение образовывать и использовать в активной
речи сравнительную степень имен прилагательных. Закрепить

умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в
разных временных формах, в том числе в форме будущего простого
и будущего сложного времени. Совершенствовать навыки
составления простых предложений по вопросам, по демонстрации
действия, по картине; распространения простых предложений
однородными членами. Совершенствовать навыки составления и
использования
сложносочиненных
предложений
с
противопоставлением и сложноподчиненных предложений с
придаточными времени, следствия, причины. Закрепить навыки
анализа простых двусоставных распространенных предложений без
предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми
предлогами и навыки составления графических схем таких
предложений. Закрепить знание некоторых правил правописания, с
которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.
Развитие фонетико Развитие просодической стороны речи.
- фонематической Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию
системы языка и правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать
навыков звукового голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить
анализа и синтеза
детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче,
умеренно громко, тихо, шепотом. Развивать тембровую окраску
голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над
четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Коррекция произносительной стороны речи.
Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах,
предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой
деятельности.
Завершить
автоматизацию
правильного
произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
Продолжить работу над трехсложными словами со стечением
согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их
в предложения. Работать над односложными словами со стечением
согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными
словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в
предложения. Работать над трех-, четырех- и пятисложными
словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр,
градусник, перекресток, температура) и введением их в
предложения. Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов,
состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствовать фонематического восприятия, навыков
звукового анализа и синтеза.
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их
отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и
согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные
звуки. Закрепить представления о твердости-мягкости, глухостизвонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации
согласных звуков по акустическим признакам и по месту
образования. Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л],
[л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне
слова, подбирать слова с этими звуками.
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-

пяти звуков.
Развитие связной Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о
речи и навыков переживаниях,
впечатлениях.
Стимулировать
развитие
и
речевого общения
формирование не только познавательного интереса, но и
познавательного общения. Совершенствовать навыки ведения
диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или
кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы и
загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и
самостоятельно составленному плану. Совершенствовать навыки
пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Сформировать
навык пересказа небольших рассказов с изменением времени
действия или лица рассказчика. Совершенствовать навык
составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с
описанием событий, предшествующих изображенному или
последующих за изображенным событием.
Обучение грамоте
Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук
отличается от буквы. Познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С,
3, Ш, Ж, Э. Учить узнавать «зашумленные» изображения
пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с
недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду
правильно и зеркально изображенных букв. Закрепить навык чтения
слогов с пройденными буквами. Сформировать навыки осознанного
чтения слов и предложений с пройденными буквами. (Познакомить
с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.Совершенствовать
навык осознанного чтения слов).
2.3. Планирование коррекционной работы
Первый этап: диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития
психических процессов, уровня речевого развития.
Учитель – логопед проводит обследование с 1по 15 сентября и 10 по 21 мая.
 Исследование неречевых психических функций;
 Сбор анамнестических данных;
 Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
 Составление рабочей Программы;
 Составление АОП на детей имеющие тяжелые и множественные нарушения в
развитии;
Индивидуальная работа:
Второй этап: подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование
сенсомоторных

функций,

психологических

предпосылок

готовности к обучению.
•

развитие органов артикуляции;

•

развитие слухового внимания и слухового контроля;



развитие звукового восприятия;

и

коммуникабельности,

Третий этап: постановка звука.
Цель: постановка звука (изолировано).
•

коррекция дефектов произношения;

•

формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития
фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в
процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

•

развитие психических функций;

•

развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Четвертый этап: автоматизация звука.
Цель: закрепление звука в речи.
• коррекция дефектов произношения;
• развитие психических функций;
• развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: дифференциация звуков.
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
•

коррекция дефектов произношения;

•

развитие психических функций;

•

активизация и расширение словарного запаса;

•

развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

2.4. Система оценивания освоения Программы
Лист оценки состояния речевого развития детей старшего дошкольноговозраста
(с тяжелыми нарушениями речи)
№
п/п

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

Уровень общего и
речевого развития

Примечание
1 — уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций; 2
— уровень развития моторной сферы;
3 — уровень развития импрессивной речи, состояние фонематического восприятия; 4
— уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря; 5 — уровень
развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;
6 — уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;
7 — уровень развития экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи.

Высокий уровень
1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы.
Ребенок эмоционально стабилен. Ребенок без ошибок дифференцирует звучание
нескольких игрушек, определяет направление звука, воспроизводит предложенные
педагогом ритмы. Ребенок различает и соотносит 10 основных и оттеночных цветов,
различает предложенные геометрические формы. Ребенок хорошо ориентируется в
пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы,
которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз,
левый глаз, правое ухо, левое ухо. Ребенок без труда складывает картинку из 4—6 частей
со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения.
2. Развитие моторной сферы
Общая и ручная моторика и ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все
движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе. Координация движений не
нарушена. Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые
линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать
шнурки. В мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно,
синкинезии отсутствуют. Артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в
полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют;
саливация в норме.
3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может показать по
просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию;
показать на предложенных картинках названные логопедом действия; показать по
картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными
свойствами. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок
при выполнении тестовых заданий; понимает предложно-падежные конструкции с
простыми

предлогами,

уменьшительно-ласкательные

суффиксы

существительных,

дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с
приставками.
Ребенок понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь.
Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в
произношении, так и смешиваемые в произношении.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря
Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно
называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает
предметы и объекты, изображенные на картинке. Ребенок не допускает ошибок при

назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок называет основные и
оттеночные цвета, называет форму указанных предметов.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок
правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и
множественного

числа,

существительные

имена

существительные

множественного

числа

в

в

косвенных

родительном

падежах;

падеже;

имена

согласовывает

прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет
предложно-падежные
существительными.

конструкции;
Ребенок

согласовывает

образовывает

числительные

существительные

с

2

и

5

с

уменьшительно-

ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи
взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки.
7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.
Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. Объем дыхания
достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме.
Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации.
Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный
ударный гласный из слов.
Средний уровень
1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
Ребенок не сразу и избирательно вступает в контакт, но его эмоциональные реакции
адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен. Ребенок дифференцирует
звучание

нескольких

игрушек,

определяет

направление

звука,

воспроизводит

предложенные педагогом ритмы, но при этом иногда допускает ошибки. Ребенок
различает и соотносит 10 основных и оттеночных цветов, различает предложенные
геометрические формы, но при этом иногда допускает ошибки. При ориентировке в
пространстве и в схеме собственного тела ребенок допускает единичные ошибки. Ребенок
складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек
предложенные изображения при небольшой помощи взрослого.
2. Развитие моторной сферы
Общая и ручная моторика ребенка развиты несколько ниже возрастной нормы, все
движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе.
Координация движений несколько нарушена. Ребенок правильно держит карандаш,
рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать

пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, но делает это не достаточно легко и ловко. В
мимической мускулатуре движения выполняются не всегда в полном объеме и не всегда
точно, присутствуют синкинезии. Артикуляционная моторика несколько нарушена,
движения выполняются не в полном объеме и не всегда точно; переключаемость снижена;
присутствуют синкинезии и тремор; саливация повышенная.
3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
Пассивный словарь ребенка несколько ниже возрастной норме. Ребенок может показать
по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию,
но при этом может допустить единичные ошибки. Ребенок может показать на
предложенных картинках названные логопедом действия, но при этом допускает
единичные ошибки. Ребенок может показать по картинкам предметы определенной
геометрической формы, обладающие определенными свойствами, но при этом допускает
отдельные ошибки. Ребенок понимает различные формы словоизменения, но допускает
единичные ошибки при выполнении тестовых заданий. Ребенок понимает предложнопадежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы
существительных, но при выполнении заданий допускает единичные ошибки. Ребенок
дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с
приставками, но при выполнении заданий допускает единичные ошибки. Ребенок
понимает смысл отдельных предложений, понимает связную речь, но может допускать
единичные ошибки. Ребенок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые
в произношении, так и смешиваемые в произношении, но при этом допускает единичные
ошибки.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря
Уровень развития экспрессивного словаря несколько ниже нормы. Ребенок называет по
картинкам предложенные предметы, части тела и предметов, но при этом допускает
единичные ошибки. Ребенок обобщает предметы и объекты, изображенные на картинках,
но допускает при этом единичные ошибки. Ребенок допускает единичные ошибки при
назывании действий, изображенных на картинках. При назывании основных и
оттеночных цветов ребенок допускает отдельные ошибки. При названии формы
указанных предметов ребенок допускает единичные ошибки.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития грамматического строя речи ребенка несколько ниже возрастной норме.
При употреблении имен существительных в именительном падеже единственного и
множественного

числа,

имен

существительных

в

косвенных

падежах,

имен

существительных множественного числа в родительном падеже ребенок допускает
единичные

ошибки.

При

согласовании

прилагательных

с

существительными

единственного числа ребенок допускает единичные ошибки. При употреблении

предложно-падежных
существительными

конструкций,
ребенок

согласовании

допускает

отдельные

числительных
ошибки.

При

2

и

5

с

образовании

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей
животных ребенок допускает отдельные ошибки.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
Уровень развития связной речи несколько ниже возрастной нормы. Ребенок без помощи
взрослого не может пересказать небольшой текст с опорой на картинки.
7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
Ребенок не грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Нарушено
произношение 4—6 звуков. Объем дыхания не достаточный,
продолжительность выдоха не достаточная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и
ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации.
Ребенок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный
гласный из слов, допуская отдельные ошибки.
Низкий уровень
1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
Ребенок не сразу вступает в контакт или отказывается вступать в контакт.
Эмоциональные реакции не адекватны и не устойчивы. Ребенок эмоционально лабилен.
Ребенок не дифференцирует звучание нескольких игрушек, не определяет направление
звука, не воспроизводит предложенные педагогом ритмы, либо совершает множественные
ошибки при выполнении указанных заданий. Ребенок не различает и не соотносит 10
основных и оттеночных цветов, не различает предложенные геометрические формы, либо
допускает множественные ошибки при выполнении указанных заданий.
Ребенок плохо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, не может
показать по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди,
сзади, слева, справа); не может показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо,
либо допускает множественные ошибки при выполнении указанных заданий. Ребенок с
трудом складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; с трудом складывает
из палочек предложенные изображения, либо вообще не может выполнить предложенных
заданий даже с помощью взрослого.
2. Развитие моторной сферы
Общая и ручная моторика и ребенка развиты ниже возрастной нормы, все движения
выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе. Координация
движений грубо нарушена. Ребенок моторно неловкий. Ребенок не умеет правильно
держать карандаш, не может без помощи рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии,
человека; не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать
шнурки. В мимической мускулатуре движения выполняются не в полном объеме и не

достаточно точно, присутствуют синкинезии. Артикуляционная моторика нарушена.
Движения выполняются не в полном объеме и не достаточно точно; переключаемость
снижена; присутствуют синкинезии и тремор; саливация значительно повышена.
3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
Пассивный словарь ребенка не соответствует возрастной норме. Ребенок не может
показать по просьбе логопеда по несколько предметов или объектов, относящихся к
одному понятию; не может показать на предложенных картинках названные логопедом
действия; не может показать по картинкам предметы определенной геометрической
формы, обладающие определенными свойствами, или делает это с множественными
ошибками.
Ребенок не понимает различные формы словоизменения и допускает множественные
ошибки при выполнении тестовых заданий; не понимает предложно-падежных
конструкций

с

простыми

предлогами,

уменьшительно-ласкательные

суффиксы

существительных, не дифференцирует формы единственного и множественного числа
глаголов, глаголы с приставками.
Ребенок не понимает смысл отдельных предложений, плохо понимает связную речь.
Ребенок не дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении,
так и смешиваемые в произношении или допускает при дифференциации множественные
ошибки.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря
Уровень развития экспрессивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не называет
по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов или допускает
множественные ошибки при выполнении этого задания. Ребенок не обобщает предметы и
объекты, изображенные на картинке, или допускает множественные ошибки при
выполнении задания. Ребенок допускает множественные ошибки при назывании
действий, изображенных на картинках. Ребенок не называет основные и оттеночные
цвета, не называет форму указанных предметов или допускает множественные ошибки
при выполнении задания.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме.
Ребенок допускает множественные ошибки при употреблении имен существительных в
именительном падеже единственного и множественного числа. Ребенок допускает
множественные ошибки при употреблении имен существительных в косвенных падежах;
имен существительные множественного числа в родительном падеже; при согласовании
прилагательных

с

множественные

ошибки

согласовании

существительными
при

числительных

2

единственного

употреблении
и

5

с

числа.

Ребенок

предложно-падежных

существительными.

допускает

конструкций;

Ребенок

допускает

множественные

ошибки

при

образовании

существительных

с

уменьшительно-

ласкательными суффиксами и названий детенышей животных.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития связной речи ребенка не соответствует возрастной норме и гораздо
ниже ее. Ребенок не может пересказать небольшой текст с опорой на картинки и с
помощью взрослого.
7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
Ребенок грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Состояние
звукопроизношения не соответствует возрастной норме, нарушено произношение 10 и
более звуков. Объем дыхания не достаточный, выдох короткий, голоса слабый, сиплый,
хриплый, модуляция нарушена. Темп и ритм речи нарушены, паузация нарушена. Ребенок
не употребляет основные виды интонации. Речь не интонирована. Ребенок не может без
ошибок повторять слоги с оппозиционными звуками, не выделяет начальный ударный
гласный из слов.
Лист оценки состояния речевого развития детей седьмого года жизни
( с тяжелыми нарушениями речи)
№
п/п

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

Уровень общего
иречевого развития

Примечание
1 – уровень развития моторной сферы;
2– уровень развития импрессивной речи, состояние фонематического восприятия;
3 – уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;
4 – уровень развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;
5 – уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;
6 – уровень развития связной речи, состояние фонетической стороны речи.
Высокий уровень
1. Развитие моторной сферы
Ребенок моторно ловкий, хорошо координированный, все движения выполняет в полном
объеме и нормальном темпе. Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной
ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками
одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы;
может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую
стенку и слезть с нее. Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения
выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на

другое. У ребенка не отмечаются леворукость и амбидекстрия.
Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.
Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки,
выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.
Мышечный тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном
объеме

и

нормальном

темпе,

синкинезий

нет.

Мышечный

тонус

органов

артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и
нормальном темпе; переключаемость хорошая; синкинезий, тремора, обильной саливации
нет.
2. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
Объем пассивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно показывает по
просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов. Ребенок
безошибочно показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки,
одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние
животные, дикие звери, транспорт). Ребенок безошибочно показывает по просьбе
логопеда предметы, обладающие определенными признаками. Ребенок понимает
различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами;
понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы
единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными
приставками. Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов.
Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в
произношении, так и смешиваемые в произношении.
3. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря
Объем активного словаря ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может
назвать по 4-5 существительных по всем, предложенным логопедом темам; может назвать
части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом)
предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи антонимы. Объем
глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным
картинкам. Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки
предметов по указанным картинкам.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок
правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и
множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные
множественного числа в родительном падеже. Ребенок правильно согласовывает
прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет
предложно-падежные конструкции. Ребенок умеет образовывать существительные с

уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами онок, енок,
ат, ят; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от
существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного
вида.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи
взрослого может составить рассказ по серии картинок.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
Ребенок не нарушает звукослоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение
соответствует возрастной норме. Нарушено произношение сонорных звуков (звуки
[р],[л],[р’],[л’] отсутствуют либо заменяются на звук [j], либо звуки [р], [л] заменяются на
звуки [р’], [л’]). Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная.
Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные. Темп и ритм речи
нормальные. Паузация нормальная. Речь богато интонирована. Ребенок безошибочно
повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и
начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в
слове.
Средний уровень
1. Развитие моторной сферы
Ребенок недостаточно моторно ловок и координирован, но все движения выполняет
практически в полном объеме и нормальном темпе. Ребенок может прыгать на двух ногах
на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и
похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди,
из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на
гимнастическую стенку и слезть с нее, но при этом проявляется его некоторая
раскоординированность и моторная неловкость. Ручная моторика развита достаточно
хорошо, практически все движения выполняются в полном объеме; но ребенок
испытывает небольшие затруднения при переключении с одного движения на другое. У
ребенка может отмечаться леворукость или амбидекстрия. Ребенок умеет рисовать
прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека, но делает это не вполне
уверенно.
Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки,
выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата, но делает
это недостаточно ловко и уверенно. Мышечный тонус мимической мускулатуры
несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в
несколько замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии. Мышечный

тонус органов артикуляционного аппарата несколько понижен или повышен, движения
выполняются

не

в

полном

объеме

и

замедленном

или

ускоренном

темпе;

переключаемость несколько затруднена; отмечаются синкинезии, тремор, повышенная
саливация.
2. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
Объем пассивного словаря практически соответствует возрасту. Ребенок показывает по
просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов, допуская
единичные ошибки. Ребенок показывает по несколько предметов, относящихся к
понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы,
дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт, допуская единичные ошибки.
Ребенок показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными
признаками, допуская отдельные ошибки. Ребенок понимает различные формы
словоизменения,

предложно-падежные

конструкции

с

предлогами;

понимает

существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и
множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками, но
допускает единичные ошибки. Ребенок понимает смысл отдельных предложений и
связных

текстов,

допуская

единичные

ошибки.

Ребенок

дифференцирует

как

оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в
произношении, допуская единичные ошибки.
3. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря
Объем активного словаря ребенка практически соответствует возрастной норме. Ребенок
может назвать по 3-4 существительных по всем, предложенным логопедом темам; может
назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом)
предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи некоторые
антонимы. Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по
указанным картинкам, допуская единичные ошибки. Объем словаря прилагательных
достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам,
допуская единичные ошибки.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной
норме. Ребенок образует формы существительных в именительном падеже единственного
и

множественного

числа;

формы

существительных

в

косвенных

падежах;

существительные множественного числа в родительном падеже, допуская единичные
ошибки. Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными
единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции, иногда

допуская

отдельные

ошибки.

Ребенок

умеет

образовывать

существительные

с

уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами онок, енок,
ат, ят; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от
существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного
вида, но иногда допускает отдельные ошибки.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме. Ребенок
может составить рассказ по серии картинок с небольшой помощью взрослого.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
Ребенок незначительно и только на фоне предложения нарушает звукослоговую структуру
сложных слов. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено
произношение двух групп звуков. Объем дыхания нормальный. Продолжительность
выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.
Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь интонирована недостаточно.
Ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный
и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в
слове, но иногда допускает отдельные ошибки.
Низкий уровень
1. Развитие моторной сферы
Ребенок моторно неловок, плохо координирован, все движения выполняет не в полном
объеме, в замедленном или ускоренном темпе. Ребенок не может прыгать на двух ногах на
месте, на одной ноге на месте; не может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и
похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; не может бросить мяч от
груди, из-за головы; не может подбросить и поймать мяч; не может самостоятельно
залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее или делает это крайне неуверенно и
только с помощью взрослого. Ручная моторика развита плохо, все движения выполняются
в не полном объеме; ребенок плохо переключается с одного движения на другое. У
ребенка отмечаются леворукость или амбидекстрия. Ребенок не умеет рисовать прямые,
ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека. Ребенок не умеет застегивать и
расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой
разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата. Мышечный тонус мимической
мускулатуры значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном
объеме, в замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии. Мышечный тонус
органов артикуляционного аппарата значительно понижен или повышен, движения

выполняются

не

в

полном

объеме,

в

замедленном

или

ускоренном

темпе;

переключаемость плохая; отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация.
2. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
Объем пассивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не всегда может показать
по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов. Ребенок
не всегда может показать по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки,
одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние
животные, дикие звери, транспорт). Ребенок не всегда может показать по просьбе
логопеда предметы, обладающие определенными признаками. Ребенок не всегда
понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с
предлогами; не всегда понимает существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами,

формы

единственного

и

множественного

числа

глаголов,

плохо

дифференцирует глаголы с различными приставками. Ребенок не всегда понимает смысл
отдельных предложений и связных текстов. Ребенок плохо дифференцирует как
оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в
произношении.
3. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря
Объем активного словаря ребенка не соответствует возрастной норме и гораздо ниже его.
Ребенок не может назвать даже по 2-3 существительных по всем, предложенным
логопедом темам; не может назвать части тела и части указанных предметов; не может
обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; не
использует в речи антонимы. Объем глагольного словаря не достаточный. Ребенок не
может назвать действия по указанным картинкам или делает это с множественными
ошибками. Объем словаря прилагательных не достаточный. Ребенок не может назвать
признаки предметов по указанным картинкам или делает это с множественными
ошибками.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме.
Ребенок допускает множественные ошибки при образовании формы существительных в
именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в
косвенных падежах; существительных множественного числа в родительном падеже.
Ребенок допускает множественные ошибки при согласовании прилагательных с
существительными единственного числа; при употреблении предложно-падежных
конструкций. Ребенок не умеет образовывать существительные с уменьшительноласкательными суффиксами, существительные с суффиксами онок, енок, ат, ят; не умеет

образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; не
умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида или делает это с
множественными ошибками.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
Уровень развития связной речи не соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи
взрослого не может составить рассказ по серии картинок.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
Ребенок

значительно

нарушает

звукослоговую

структуру

сложных

слов.

Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение трехчетырех групп звуков. Объем дыхания не достаточный. Продолжительность выдоха не
достаточная. Дыхание верхнеключичное. Сила и модуляция голоса не достаточные. Темп
и ритм речи не нарушены. Паузация нарушена. Речь не интонирована. Ребенок повторяет
цепочки слогов с оппозиционными звуками с множественными ошибками, не умеет
выделять конечный и начальный согласный из слов, не умеет определять количество и
последовательность звуков в слове.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Этапы
1 этап
исходно диагностический

2 этап
организационно –
подготовительный

Задачи этапа

Результат

1. Сбор анамнестических данных посредст-

Определение
структуры
речевого
дефекта
каждого
ребёнка, задач
коррекционной
работы.

вом изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.
2. Проведение процедуры психолого педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение
личностных качеств детей, определение
наличия и степенификсации на речевом
дефекте.
1. Определение содержаниядеятельности
по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование
подгрупп для занятий в соответствии с
уровнем сформированных речевых и
неречевых функций.
2. Конструирование
индивидуальных
маршрутов коррекции речевого нарушения

Разработка
календарно тематического
планирования
подгрупповых
занятий; планы
индивидуальной
работы;

3 этап
коррекционно
- развивающий

4 этап
итогово –
диагностический

в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.
3. Пополнение фонда логопедического
кабинета учебно – методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом
в соответствии с составленными планами
работы.
4. Формирование информационной
готовности педагогов ДОУ и родителей к
проведению эффективной коррекционной и
педагогической работы с детьми.
5. Индивидуальное
консультирование
родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой
речевого дефекта, определение задач
совместной помощи ребёнку в преодолении
данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка
вне ДОУ.
1. Реализация коррекционно – развивающих
задач поставленных в программе.
2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.
3. Согласование,
уточнение
и
корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов
коррекционно - образовательного процесса.
1. Проведение диагностической процедуры
логопедического исследования состояния
речевых инеречевых функций ребёнка –
оценка динамики, качества и устойчивости
результатов коррекционной работы с
детьми (в индивидуальной программе
развития).
2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно - образовательных)
перспектив детей,выпускников ДОУ.

взаимодействие
специалистов
ДОУ и
родителей
ребенка.

Достижение
определённого
позитивного
эффекта коррекции
у
детей речевых
нарушений
Решение о
прекращении
логопедической
работы с
ребёнком,
изменении её
характера или
продолжении
логопедической
работы.

3.2. Форма организации обучения – индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО
основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития
является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но
предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими
речевые и интеллектуальные нарушения при НОДА с максимальным использованием
игровых форм в рамках каждого занятия.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями
опорно – двигательного аппарата начинается первого сентября, длится десять месяцев (до
первого июня) и условно делится на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период – декабрь, январь, февраль;
III период – март, апрель, май.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические
индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному
учителем-логопедом.
Индивидуальная работа проводится не менее 2-3 раз в неделю.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим
основным направлениям:
•

совершенствование мимической моторики.

•

совершенствование статической и динамической организации движений (общая,
мелкая и артикуляционная моторика).

•

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

•

развитие просодической стороны речи;

•

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических

•

процессов;

•

уточнение,

обогащение

и

активизация

лексического

запаса

в

процессе

нормализации звуковой стороны речи;
•

формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

•

развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая

работа

учителя-логопеда

с

конкретным

воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его
речевого (интеллектуального) нарушения.

3.3. Взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ
Данная

программа

может

условии

включения

в

(лиц

заменяющих),

их

быть

успешно

реализована

коррекционно-развивающую
а

также

педагогов

и

только

деятельность

специалистов

при

родителей

детского

сада

(музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог – психолог,
учитель - логопед). Родители постоянно должны закреплять сформированные умения и
навыки у ребенка.

План работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями
воспитанников с НОДА
№
п/п
1.

2.

Форма работы

Тема

Индивидуальные
консультации, беседы

Результаты логопедического
обследования детей; ознакомление с
индивидуальным планом-программой
на
учебный
год,
обсуждение
организационных моментов работы.
Индивидуальная работа учителя –
логопеда с ребенком: динамика
развития, консультационный вопросы
Знакомство родителей с результатами
мониторинга речевого развития детей,
знакомство
с
дальнейшей
коррекционно – развивающей работой
Информация
о
проведение
индивидуальных
логопедических
занятий с учителем – логопедом,
подбор рекомендационного материала
по изучаемым лексическим темам и
т.д;
«Речевые проблемы у детей с НОДА и
причины их возникновения»;
«Учите детей правильно произносить
и различать звуки»;
«Использование сенсорных игр для
развития речи»;
«Игры для расширения словарного
запаса ребенка»;
«Учим детей правильно общаться»;
«Речевые игры по дороге домой»;
«Развитие связной речи в семье».
Педагогическая беседа;

Родительское
собрание.

3.

Логопедический
уголок для родителей.

4.

Индивидуальные

Срок
выполнения
Сентябрь

В течение года
Октябрь
В течение года

В течение года

консультации.

5.

Стендовые
консультации.

6.

Индивидуальные
беседы.

7.

Родительское
собрание

9.

Консультация.

10.

Индивидуальные
беседы.

После

проведения

Анкетирование родителей;
Справочник для родителей;
Индивидуальные
встречи
для
родителей по решению возникающих
вопросов в процессе коррекционной
работы с детьми.
«6 приемов для развития связной
В течение года
речи»;
«Логопедические игры и упражнения с
мамой»;
«Упражнения для развития
подвижности губ»;
«Игровой практикум: «Мяч и речь»;
«Роль родителей в развитии речи
детей»;
«Речь взрослых – образец для
подражания?»;
«Играя – развиваем речь детей».
«Речь ребенка – на кончиках пальцев»;
В течение года
«Приемы коррекции нарушений
слоговой структуры слова у детей с
ОНР»;
«Игровые упражнения для развития
навыков фонематического анализа и
синтеза»;
«Автоматизация звуков в
повседневной жизни»;
«Как организовать логопедические
занятия в домашних условиях?»;
«Семь причин ЗРР у детей».
Взаимодействие всех участников проЯнварь
цесса в коррекционной деятельности.
Динамика речевого развития детей за I
полугодие учебного года.
«Чтобы труды не пропали даром!» Май
рекомендации для родителей на
летний период
Динамика речевого развития детей за
Май
учебный год.
Обсуждение дальнейшей коррекционной работы по реализации разработанных адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.
логопедического обследования логопед предоставляет

родителям (лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и
неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Подробно разъясняет индивидуальную
коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком, и
делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского
сада и родителей.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в
работе специалистов:

Учитель-логопед несет ответственность за реализацию задач и уровень
коррекционно-развивающей работы с детьми, направляет и координирует деятельность
членов педагогического коллектива группы. Он осуществляет:
 психолого-педагогическое изучение детей в начале, в середине и в конце учебного
года; составляет развернутые психолого-педагогические характеристики детей; оформляет
диагностико-эволюционные карты;
 на основе анализа результатов обследования и с учетом программных требований
осуществляет планирование работы, составляет рабочую программу;
 проводит анализ динамики развития каждого ребенка и текущий мониторинг в
процессе коррекционно-развивающего обучения;
 взаимодействует со специалистами консилиума образовательной организации при
определении образовательного маршрута; для получения дополнительных рекомендаций
по работе с воспитанником с ОВЗ (особенно в условиях инклюзии);
 организует работу с родителями: проводит групповые и индивидуальные консультации,
родительские собрания, открытые занятия.
Учитель-логопед совместно с учителем-дефектологом осуществляют работу в
образовательной области «Речевое развитие», а другие педагоги подключаются и
планируют образовательную деятельность в соответствии разделами адаптированной
программы и рекомендациями специалистов. Основная функция логопеда - коррекция
недостатков фонематической, произносительной и лексико-грамматической сторон речи
во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с
ребенком и в процессе индивидуальных занятий.
Педагог – психолог осуществляет психопрофилактическую, диагностическую,
коррекционно-развивающую,

консультативно-просветительскую

работу.

Педагог-

психолог участвует в обследовании каждого ребенка, осуществляя скрининг-диагностику
для

выявления

детей,

нуждающихся

в

специальной

психологической

помощи.

Психологическая диагностика направлена на выявление негативных личностных и
поведенческих проявлений, на определение факторов, препятствующих развитию
личности ребенка, выявление «зоны ближайшего развития», определение способности к
ориентации в различных ситуациях жизненного и личностного самоопределения.
Таким образом, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог реализуют
следующие профессиональные функции:
 диагностическую: проводят психолого-педагогическое обследование, выявляют и
определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики;
оформляют диагностико-эволюционную карту;
 проектную: на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции
разрабатывают Программу коррекционной работы для группы и для каждого ребенка;

 сопровождающую, коррекционно-развивающую: реализуют Программу как в работе с
группой, так и индивидуально;
 мониторинговую, аналитическую: анализируют результаты реализации групповых и
индивидуальных программ коррекции и корректируют их содержание на каждом этапе.

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы
1. Нормативно-правовые документы Федерального уровня:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-

Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы

СанПиН

2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима

работы

дошкольных

образовательных

организаций»(с

изменениями

и

дополнениями);
-Положение Конвенции о правах ребёнка;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования;
2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-логопеда:
- Трудовой кодекс РФ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536
«Об

утверждении

Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха

педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность»;
- Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности
ежегодного

основного

удлиненного

оплачиваемого

педагогическим работникам образовательных учреждений»;

отпуска,

предоставляемого

- Письмо Минобразования РФ от 15 августа 2011 г. №03-515/59 «Разъяснения по
применению порядка аттестации педагогических работников

государственных и

муниципальных образовательных учреждений»;
3. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности учителя-логопеда
как сотрудника дошкольной образовательной организации:
- Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 «Об организации работы с
обучающимися, имеющими сложный дефект»;
- Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 №03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном
воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных
учреждениях»;
- Письмо Минобразования РФ от 14 марта 2000 г. N 65/23-16 «О направлении
инструктивно-методического письма «О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителяхлогопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

Перечень литературных источников
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с церебральным параличом;
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж;
3. Агапова И., Давыдова М. Игры с пальчиками для развития речи;
4. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей с ОНР с 4 до 7 лет;
5. Батяева С.В, Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких;
6. Бардышева Т. Ю, Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду;
7. Бардышева Т. Ю, Моносова Е.Н. Комплект наглядных пособий «Развиваем связную

речь у детей с 4 до 7 лет с ОНР». Картинки, схемы, планы рассказов; Смирнова И.А.
Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у
дошкольников. Алалия, дизартрия, ОНР диагностического и коррекционно- развивающего
инструментария;
8. Долганюк П.А. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми

дошкольного возраста;
9. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа;
10. Ершова Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательно и

речевого развития. Ранний дошкольный возраст.
11. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у

дошкольников;
12. Иншакова О.А. Альбом для логопеда;
13. КоноваленкоВ.В.,

КоноваленкоС.В.. Дидактический материал для логопедов по

автоматизации звуков;
14. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки

ребенка к школе;
15. Лейзерова Д.Л. Речевая карта обследования ребенка о ограниченными возможностями

здоровья;
16. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с ДЦП;
17. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика;
18. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет);
19. Нищева Н.В. «Диагностика речевого развития ребенка младшего дошкольного

возраста»;
20. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий от младшей до

подготовительной группы;
21. Нищева Н.В. Блокнот логопеда Секреты развития мелкой моторики;
22. Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам;
23. Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и

дифференциации звуков разных групп;
24. Новикова – Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Методика работы с неговорящими детьми.

25.Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико – грамматических
категорий у детей 5 – 7 лет;
26. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического

строя и связной речи;
27. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико – фонематической

системы речи;
28. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения;

29.Смирнова Е.А.. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
30. Стребелева Е. А.

Коррекционно-развивающее

обучение детей в процессе

дидиактических игр.
31. Ткаченко Т.А. Логопедическое лото в картинках. Методическое пособие;
32. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР;
33. Теремкова Н.Э. Игровой дидактический материал для атоматизации звуков в словах и
словосочетаниях;
34. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у детей»;
35. Черенкова М.А. Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой

структуры слова;
36. Четвертушина Н.С. Слоговая структура слова. Системный
нарушений.

метод устранения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».