Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Забавная математика» (далее Программа) имеет естественнонаучную направленность и разработана для детей 5 – 6 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Данная Программа ориентирована на развитие математических способностей детей 5-6 лет. Программа составлена на основе авторской парциальной программы Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки»: «Математика для детей 5-6 лет». Содержание программы осуществляется в двух направлениях: - систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общения, предыдущего обучения и т.д.); - организация работы с детьми 5-6 лет по освоению содержания программы. В ходе реализации программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игре, общении, самостоятельной деятельности детей. Содержание программы представляет одно из направлений образования детей 5-6 лет в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование знаний о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размеренно и предполагающее развитие познавательных интересов, любознательности и мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности. При разработке программы использовались следующие принципы: — — — — — — — — — — соответствия развивающему образованию; сочетания научной обоснованности и практической применимости; активности и самостоятельности; соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечения единства воспитательных, образовательных, развивающих задач; построения образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; создания условий для самостоятельной деятельности детей; взаимодействия с семьями по реализации Программы; обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка; поддержки индивидуальности и инициативы детей; в различных видах деятельности. Направленность – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Забавная математика» является программой естественнонаучной направленности. Программа направлена на формирование элементарных математических представлений у дошкольников через систему увлекательных игр и упражнений. На занятиях дошкольники знакомятся с числами и цифрами, названиями частей суток, временами года, геометрическими фигурами, учатся решать простые логические задачи. Адресат программы дети 5 – 6 лет Актуальность программы состоит в том, что данная Программа способствует развитию у дошкольников памяти, внимания, логического мышления, математических представлений посредством занятий в коллективе. Отличительной особенностью Программы является системно - деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике, игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах. Новизна Программы – заключается в следующем: соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»); обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей; строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Педагогическая целесообразность Программы Обучение математике в дошкольном возрасте носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе. Занятия по Программе также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения. Поскольку основным видом деятельности ребёнка – дошкольника является игра, обучение математике ведётся через игровые проблемные ситуации, совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимообучение в созданной детьми игротеке. Уровень освоения Программы - базовый Цель Программы – является развитие математических представлений при подготовке детей к школе. Основными задачами Программы являются: Образовательные: - способствовать умственному развитию ребёнка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить; -формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоения ребёнком математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации); -формировать графические и конструктивные умения и навыки. Развивающие: -обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях образовательной организации; вариативность и разнообразие содержания Программы и форм её усвоения; -формировать предпосылки к учебной деятельности; -развивать логические формы мышления, приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование). Воспитательные задачи: - повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах математического развития ребёнка; -формировать умение применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.); -воспитывать инициативность, самостоятельность. Объем и сроки освоения программы Программа «Забавная математика» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 5-6 лет. В кружке занимаются 14 человек. Срок реализации Программы 1 год, 36 недель , 9 месяцев Объем реализуемой Программы – 72 часа: 2 часа в неделю с 1.09.2024г. по 30.06.2025 года В летний период - проводится с детьми 8 занятий по 25 минут Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 25 минут при наличии сменной игровой деятельности, включения динамических пауз (5-8 минут). Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий отводится на практическую работу детей. Язык реализации программы – русский. Форма обучения – очная. Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с самостоятельной практической деятельности детей в данной Программе используются основные формы обучения: Интегрированные занятия; Практические занятия; Игровые формы организации занятий; Квест - игры; Викторины. Для реализации Программы на занятиях используются следующие педагогические методы обучения: Объяснительно-иллюстративный (рассказ; беседа; экскурсия, работа с литературой; просмотр видеофильмов, ИКТ; демонстрация опытов и др.); Репродуктивный ( практические упражнения и задания); Игровой - в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); Критерии и показатели результатов Программы: Образовательный: Качество усвоения; Уровень овладения деятельностью; Социологический: Умение строить отношения в коллективе; Уровень развития коллектива Индивидуально-личностные: Широта и устойчивость интересов; Общекультурный кругозор; уровень мышления, воли, эмоциональной сферы; степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать, принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных возможностей, терпимость и лояльность. Воспитанности: сформированность качеств; Психологического комфорта: степень оптимизма, защищенности, уверенности; эмоциональное состояние; межличностные отношения; социальное благополучие. Предполагаемые результаты: К концу года дети будут знать и уметь: считать по образцу и названному числу в пределах 10; понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; писать цифры от 1 до 10; пользоваться математическими знаками: +, - , = , < , >; записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр; соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; различать количественный и порядковый счет в пределах 10; составлять числа от 3 до 10 из двух меньших; понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа; знать геометрические фигуры; рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур; выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов; располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине,ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения; делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого,а целое больше части; называть последовательно дни недели, месяцы; ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку; определять положение предметов по отношению к другому лицу; решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; понимать задание и выполнять его самостоятельно; проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы. Сводный учебный план № п\п Количество часов Наименование раздела, тема 1-й год 2. Вводное занятие. Диагностика на начало учебного года. Количество и счёт 16 часов 3. Величина 9 часов 4. Геометрические фигуры 9 часов 5. Ориентировка во времени 9 часов 6. Ориентировка в пространстве 9 часов 1. 2 часа 7. Логические задачи 8. Итоговое занятие. Диагностика на конец учебного года. Всего часов 16 часов 2 часа 72 часа Летний период с 1.06. по 30.06. Всего часов 8 часов Общее количество часов: 80 часов УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Количество часов Темы занятий 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Всего часов начало 2 Вводное занятие. Диагностика на учебного года. Выявление математических представлений. Число 1 и цифра 1 Число 2 и цифра 2.,знаки +,= Знаки +,=, ориентировка на листе Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3 Соотнесение количества предметов с цифрой. Круг Числа и цифры 4,5 Число и цифра 6. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятия «длинный», «короче», « еще короче» Числа и цифры 4,5,6, знаки «больше», «меньше», «равно», квадрат. Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Треугольник Понятия «слева», «справа», «сзади», «впереди» Число и цифра 7,порядковый счет, деление квадрата на 2,4 части. Числа и цифры 1-8,знаки +,- . Сложение числа из 2-х меньших, дни недели Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, деление предмета на 4 части. Знаки «больше», «меньше», геометрические фигуры, порядковый счет Числа и цифры 1-9,понятия «высокий — низкий», дни недели Число 10, работа в тетради в клетку Цифры от 1до 10; сложение числа 10 из двух меньших. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, знаки ,< и > Теория Практика 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 2 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 2 2 0,5 0,5 1,5 1,5 2 0,5 1,5 2 2 2 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 2 0,5 0,5 1,5 1,5 2 0,5 1,5 20. Решение задач на сложение и вычитание. Дни недели 21. Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку 22. Порядковый счет, решение математической загадки, работа в тетради в клетку 23. Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, дорисовка предмета 24. Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов 25. Закрепление знаний о составе числа из двух меньших 26. Задачи-загадки, нахождение и устранение несоответствия. Ориентировка на листе бумаги 27. Дорисовывание кругов. Дорисовка недостающего предмета. Рисование в тетради в клетку 28. Дни недели. Соотнесение количества предметов с цифрой 29. Времена года. Ориентировка на листе бумаги. Решение примеров, задачи 30. Соответствие между количеством предметов и цифрой. Времена года 31. Закрепление счёта в прямом и обратном порядке, времена года 32. Закрепление геометрических фигур. Решение примеров 33. Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, левый верхний угол, середина 34. Времена года (зима, весна, лето, осень) 35. Закрепление изученного материала. Диагностика на конец учебного года. 36. Итоговое занятие Всего часов: 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 2 0,5 0,5 1,5 1,5 2 0,5 1,5 72 17 Летний период с 1-06. по 30.06. Всего часов: 8 Общее количество часов: 80 Содержание Программы Вводное занятие. Теория .Знакомство с детьми. Диагностика на начало года. Признаки предметов (размер, цвет, форма). Практика. Игры на признаки предметов. Формы и методы обучения: беседа, игра, демонстрация. Форма поведения итогов: количественный и качественный анализ. Практика. Учить писать цифры 4,5. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Число и цифра 6. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятия «длинный», «короче», « еще короче». Теория. Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; познакомить с цифрой 6; знакомить с составом числа 6 из двух меньших. Практика. Отгадывание математических загадок, учить писать цифру 6. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Числа и цифры 4,5,6, знаки «больше», «меньше», «равно», квадрат . Теория. Познакомить с математическими знаками меньше «<», больше «>», равно «=»; учить узнавать и называть геометрическую фигуру – квадрат Практика. Учить писать и использовать математические знаки меньше «<», больше «>», равно «=» для результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар; упражнения на геометрическую фигуру – квадрат. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Числа и цифры 1,2,3,4,5,6. Треугольник. Теория. Повторение чисел и цифр 1,2,3,4,5,6. Учить узнавать и называть геометрическую фигуру – треугольник. Практика. Правописание цифр 1,2,3,4,5,6. Упражнения на узнавание геометрической фигуры – треугольник. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Понятия «слева», «справа», «сзади», «впереди». Теория. Познакомить с понятиями «слева», «справа», «сзади», «впереди». Практика.. Упражнения - называть и сравнивать свойства предметов, умение упорядочивать предметы по заданному признаку. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Число и цифра 7,порядковый счет, деление квадрата на 2,4 части. Теория. Познакомить с числом и цифрой 7. Учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания; учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Практика.. Учить писать цифру 7. Выполнение упражнений на преобразовании квадрата в другие геометрические фигуры путем складывания. Упражнения на нахождение части и целого. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Числа и цифры 1-8,знаки +,- . Сложение числа из 2-х меньших, дни недели. Теория. Познакомить с числом и цифрой 8. Правильно использовать и писать знаки + и -. Познакомить с днями недели. Практика. Учить писать цифру 8. Решение примеров на сложение. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, деление предмета на 4 части. Теория. Учить делить предмет на две, четыре части; учить составлять число 8; упражнять в различении порядкового счета. Практика. Счет в пределах 8, составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Знаки «больше», «меньше», порядковый счет . Теория. Повторение математических знаков больше, меньше или равно. Практика. Решение неравенств; упражнять в различении порядкового счета. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Числа и цифры 1-9,понятия «высокий — низкий», дни недели. Теория. Повторение чисел и цифр от 1 до 8. Познакомить с числом и цифрой 9. Познакомить с понятиями «высокий — низкий». Продолжать знакомить с днями недели. Практика.. Учить писать цифру 9. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Число и цифра 10, работа в тетради в клетку. Теория. Познакомить с числом и цифрой 10. Развитие общей и мелкой моторики. Практика. Учить писать цифру 10. Правописание элементов в тетради в клетку. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Числа и цифры от 1 до 10; сложение числа 10 из двух меньших. Теория . Повторение чисел и цифр от 1 до 10. Учить составлять числа 10 из двух меньших. Практика. Правописание цифр от 1 до 10. Составлять числа 10 из двух меньших. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, знаки ,< и > . Теория. Учить соотносить цифру с количеством предметов, способствовать развитию зрительного внимания. Повторение математических знаков «больше», «меньше». Практика. Выполнение упражнений на соотнесение цифры с количеством предметов; упражнения на математические знаки «больше», «меньше». Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Решение задач на сложение и вычитание. Дни недели. Теория. Учить составлять задачи на сложение и вычитание. Продолжить знакомить с днями недели. Практика. Решение задачи на сложение и вычитание. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку. Теория. Продолжать учить понимать учебную задачу; учить решать примеры на сложение и вычитание; соотнесение цифр с количеством предметов. Практика. Решение задач. Выполнение упражнений на соотнесение цифры с количеством предметов. Работа в тетради в клетку. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Порядковый счет, решение математической загадки, работа в тетради в клетку. Теория. Учить отгадывать математическую загадку; повторение порядкового счета. Практика. Записывать решение с помощью цифр и знаков; работа в тетради в клетку. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, дорисовка предмета. Теория. Повторение порядкового счета; сложение числа 10 из двух меньших. Практика. Составление числа 10 из двух меньших. Выполнение упражнения «Дорисовывание предмета». Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов. Теория. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов; умение формулировать арифметическое действие; умение понимать поставленную задачу. Практика .Выполнение упражнения на соотнесение цифры с количеством предметов. Решение задач, примеров. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Закрепление знаний о составе числа из двух меньших. Теория. Повторение и закрепление составления чисел из двух меньших. Практика . Составление чисел из двух меньших. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Задачи-загадки, нахождение и устранение несоответствия. Ориентировка на листе бумаги. Теория. Умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Практика. Выполнение арифметических действий; выполнение упражнений на устранение ошибок. Работа в тетради в клетку. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Дорисовывание кругов. Дорисовка недостающего предмета. Рисование в тетради в клетку. Теория. Понимание закономерности расположения изображений (фигур или картинок); правильно подобрать недостающий объект. Практика. Выполнение заданий «дорисовка недостающих предметов; дорисовка геометрической фигуры- круга». Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Дни недели. Соотнесение количества предметов с цифрой. Теория. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Продолжать знакомить с днями недели. Практика. Выполнение упражнений на установление соответствия количества предметов с цифрой. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Времена года. Ориентировка на листе бумаги. Решение примеров, задачи. Теория. Повторение математических знаков «+», «=». Познакомить с временами года. Практика.. Решение примеров, задач. Работа в тетради в клетку. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Соответствие между количеством предметов и цифрой. Времена года. Теория. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Продолжать знакомить с временами года. Практика.. Упражнения на установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Закрепление счёта в прямом и обратном порядке, времена года. Теория . Повторение и закрепление прямого и обратного счета. Продолжить знакомить с временами года. Практика. Счет в прямом и обратном счете. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Закрепление геометрических фигур. Решение примеров . Теория. Повторение и закрепление геометрических фигур. Решение примеров. Практика. Упражнения на сложение и вычитание. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, левый верхний угол, середина. Теория. Учить ориентироваться на листе бумаге в заданной позиции на плоскости листа. Практика. Размещение предмета в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, слева, справа по образцу и словесной инструкции. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Времена года (зима, весна, лето, осень) . Теория. Закрепление времен года (зима, весна, лето, осень). Практика. Отгадывание загадок. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Закрепление изученного материала. Теория. Закрепление изученного материала. Диагностика на конец года. Практика. Выполнение упражнений на изученный материал. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. Итоговое занятие «Мы начинаем КВН» или «И прекрасна, и сильна Математики страна». Практика. Выполнение математических заданий. Формы и методы обучения: практическое задание. Форма поведения итогов: оценивание ЗУН в ФЭМП. Занятия в летний период. Закрепление изученного материала. Практика. Выполнение дидактических, развивающих игр и упражнений на изученный материал. Форма поведения итогов: закрепление ЗУН в ФЭМП. Раздел «Количество и счёт» Игра «Отгадай загадку (цифры)» Игра «Дорисуй зернышки цыплятам» Игровое упражнение «Посчитай и напиши» Выкладывание из счетных палочек цифр. «Реши и запиши задачу» «Поле чудес» «Считай, не ошибись (порядковый и количественный счёт)» Игра «Запиши пропущенную цифру» Раздел «Геометрические фигуры» Игра «Отгадай загадку (геометрические фигуры)» Игра «На какую фигуру похож предмет?» Игра «Найди в группе предметы, похожие на геометрические фигуры». Игра «Преврати геометрические фигуры в предметы» Игра «Сложи квадрат», «Нетающие льдинки» (по Воскобовичу) Игра «Сложи квадрат» (по Никитину) Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур Головоломки со счётными палочками. «Чудесный мешочек (объёмные тела и фигуры) Раздел «Величина» «Разложи полоски по величине» «Собери предметы по величине» «Кто быстрее свернёт ленту?» «Что шире, что уже» «Сбор фруктов» Раздел «Ориентировка во времени» Игра «Что перепутал художник» Игра «Живая неделя» Логические концовки при формировании временных и пространственных представлений «Назови части суток» «Вчера, сегодня, завтра» Раздел «Ориентировка в пространстве» Игра «Что где находится (ориентирование от себя)» «Что ближе?» «Назови соседа (справа, слева и т.д.)» «Нарисуй картину и расскажи про свой узор» Раздел «Логические задачи» Логическая задача «Когда это бывает?» Логическая задача «Дорисуй недостающие фигуры» Задачи – шутки на сообразительность и смекалку Занимательные математические вопросы, небылицы, логические концовки. Оценочные материалы Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой дополнительной программой «Забавная математика». При реализации Программы используются четыре вида контроля: входящий, текущий, промежуточный, итоговый. Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных возможностей детей при поступлении в кружок. Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на занятиях в течении всего учебного года. Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года. Итоговый контроль результативности освоения дополнительной образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительных образовательных программ по мере окончания освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в апреле-мае в соответствии с графиком. Формы контроля определены в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть: анкетирование, тестирование, беседа, опрос, участие в выставках и т.д. Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать индивидуальную работу. Объективный и систематический контроль учебной работы является важнейшим средством управления образовательно-воспитательного процесса. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ №п /п Наименова ние раздела Форма проведения Приемы и методы Дидактический материал, техническое оснащение Форма подвед ения итогов 1 Количествои счёт. Дидактическая игра. Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. Наглядный: иллюстрация, наблюдение. Словесный: беседа, объяснение, заучивание стихотворений. Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами. Практический: раскрашивание, рисование, письмо Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013. Итогово е занятие «Мы начинае м КВН» Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Диагностика математических 6пособностей детей 57 лет. – М.:Ювента, 2013. 2 Величина. Дидактическая игра. Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. Наглядный: иллюстрация, наблюдение. Словесный: беседа, объяснение, заучивание стихотворений. Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами. Практический:рас крашивание, рисование. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013. Итогово е занятие «Мы начинае м КВН» Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 56 лет. – М.:Ювента, 2013. 3 ГеометриДидактическая ческие фигуры. игра. Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельн ая деятельность детей. Наглядный: иллюстрация, наблюдение. Словесный: беседа, объяснение, заучивание стихотворений. Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.. Практический: раскрашивание, рисование. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 56 лет. – М.:Ювента, 2013. Итогово е занятие «Мы начинае м КВН» 4 Ориентировка во времени. Дидактическая игра. Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельн ая деятельность детей. Наглядный: иллюстрация, наблюдение. Словесный: беседа, объяснение. Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами. Практический: раскрашивание, рисование, упражнение. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013. Итогово е занятие «Мы начинае м КВН» Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 56 лет. – М.:Ювента, 2013. 5 Ориентировка в пространств Дидактическая е. игра. Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельн ая деятельность детей. Наглядный: иллюстрация, наблюдение. Словесный: беседа, объяснение. Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами. Практический: раскрашивание, рисование., упражнение. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Итогово демонстрационный материал. – е занятие М.:Ювента, 2013. «Мы Колесникова Е.В. Я начинае считаю до десяти: м КВН рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 56 лет. – М.:Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013. 6 Логические задачи. Дидактическая игра. Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельн Наглядный: иллюстрация, наблюдение. Словесный: беседа, объяснение. Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами. Практический: раскрашивание, Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013. Колесникова Е.В. Итогово е занятие «Мы начинае м КВН ая деятельность детей. рисование. Диагностика математических способностей детей 56 лет. – М.:Ювента, 2013 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Методическое обеспечение: Набор нормативно-правовых актов; Наличие утвержденной программы; Наглядно-дидактический материал. схемы, рисунки, таблицы, карточки, альбомы и т.д. Методические разработки по блокам программы; Подборка информационной и справочной литературы; Подбор дидактических игр; Диагностический инструментарий. Материально-техническое обеспечение: - Дидактический материал: - Геометрические фигуры и тела. - Наборы разрезных картинок. - Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года. - Полоски, ленты разной длины и ширины. - Цифры. - Игрушки - Мольберт. - Чудесный мешочек. - Пластмассовый и деревянный строительный материал. - Геометрическая мозаика. - Счётные палочки. - Предметные картинки. - Лото. - Дидактические и развивающие игры. Организационное обеспечение: - Групповая комната ( соответствующая санитарно-гигиеническим нормам); - Необходимый контингент детей, который будет обучаться ФЭМП; - Соответствующее требованием расписание занятий; - Связь с родителями. Кадровое обеспечение программы. Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного образования Кривенко Елена Евгеньевна, имеющая высшее педагогическое образование, прошла повышение квалификации по дополнительной программе «Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых. Информационное обеспечение. Нормативно-правовые документы Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р; Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года). СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г. Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196), Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242), Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09). Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391) «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москвы); Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида №12 г. Моздока Республики Северная Осетия – Алания. Список литературы, использованная при составлении Программы: 1.Инновационная программа дошкольного образования «От РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2020 2. Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой для детей дошкольного возраста (3-7 лет). - ООО «ТЦ Сфера»,2021г. 3. Колесникова Е. В. «Математические ступеньки». Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие. - ООО «ТЦ Сфера»,2014г. 4. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 385 с 5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с. 6. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с. 7. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004. 8. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. 9. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: ДетствоПресс, 2002. 10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: 26 Просвещение, 2010. – 187с. . 11. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с. 12. Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004. 13.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с. 14.Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с. 15.Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007 16.Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. - М.;Серия «Опыт работы практического педагога», 2011 г. 17. Маршак С. Я. От одного до десяти. Веселый счет. — М., 2011 г. 18.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242), 19.Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК641/09). 20.Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн). Интернет-ресурсы: 1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obucheniidoshkolnikovelementarnoi-matematike 2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820 3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – 27 http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika 4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/ 5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303 6. «МААМ,ru»